Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Поиск:

К архиву новостей

Слагаемые толерантности

Выставка документов к Международному дню толерантности

16 ноября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается выставка, посвященная Международному дню толерантности. В основе праздника, учрежденного в 1997 году Генеральной Ассамблеей ООН, лежит Декларация принципов терпимости, принятая на конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1996 года. Документ объясняет, какие именно тревожные явления, фиксируемые в разных странах, обеспокоили тех, кто разработал и принял данную Декларацию, «испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях». Можно ли констатировать, что с тех пор удалось устранить вышеперечисленные пагубные процессы либо же как-то существенно улучшить ситуацию? Напротив, в ряде стран эксперты фиксируют множество серьезных фактов нарушения основополагающих принципов Декларации.

День толерантности – хороший повод вспомнить идеи нравственного поведения и доброжелательного отношения к людям, независимо от их культурной принадлежности, цвета кожи и вероисповедания. Терпимость и понимание, доброта и человечность – все это залог мира и процветания в обществе. Мы должны решительно осудить разжигание всякой вражды и непримиримости, злобы, розни и ненависти. Стойкая антипатия и воинственная агрессия почти неизбежно приводят к возникновению конфликтов, столкновений и кровопролитной борьбы с тяжелыми последствиями. Поэтому очень важно при всех разногласиях стремиться к умиротворению и поиску компромиссов, при этом слышать друг друга, искать общие интересы и точки соприкосновения.

Как выстраивать правильное взаимодействие и взаимовыгодное общение, избегая при этом конфликтов и противоречий? Учебное пособие «Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному» (Москва, 2007), разработанное специалистами в области психологии и философии Бондыревой Светланой Константиновной и Мурашовым Александром Александровичем, представляет собой руководство к курсам практической коммуникации ("Культура речи", "Риторика", "Психология общения"), с использованием материалов по этнопедагогике и этнопсихологии. В пособии обосновывается философская и педагогическая концепция диалога народов и культур, являющегося базой в этнокультурном взаимодействии. Авторы показывают, что межкультурный консенсус начинается с межличностного согласия; условия его организации, поддержания, оптимизации представлены с позиций педагога, психолога и филолога.

Книга Е.В. Мельниковой «Культура и традиции народов мира: этнопсихологический аспект» (Москва, 2006), представляющая собой научно-популярное страноведение, может служить пособием для студентов вузов при изучении курса "Культура и традиции народов мира".

Цель данного издания – дать развернутое представление об отдельных народах, охарактеризовав тип общества, в котором они живут, их историю и язык, географическую среду проживания, доминирующую религию, а также, что особенно важно, психофизиологическую природу нации. Издание будет полезно каждому, особенно тем, кто живет в мегаполисе, так как собранный материал поможет лучше понять и принять окружающих, спокойно и без проблем общаться с ними.

Уважительное отношение к людям необходимо прививать детям с самого раннего возраста. В какой-то момент к этому неизбежно должна подключиться школа. Учебное пособие «Воспитание толерантности у младших школьников» (Москва, 2020), разработанное доктором педагогических наук Сковородкиной Ириной Зосимовной и педагогом Герасимовым Сергеем Александровичем, предлагает вниманию специалистов методологию решения проблемы формирования терпимости у детей младшего школьного возраста, анализ нормативно-правовой базы воспитания в духе мира, ненасилия и неукоснительного соблюдения прав человека. Подробно рассмотрены теоретические и практические аспекты выстраивания модели правильного поведения у младших школьников, уделено внимание дидактическому инструментарию, характеристике системы педагогических средств воспитания толерантности у учащихся начальной школы.

Издание состоит из предисловия, трех глав, заключения, словаря терминов, списка использованной литературы и приложений; включает таблицы и схемы, которые могут быть использованы на практических занятиях со студентами педагогических колледжей и вузов. Каждый параграф имеет перечень вопросов для самопроверки и углубленного изучения очерченного в нем круга проблем, систему упражнений, заданий, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие адресовано будущим педагогам, а также слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кадров сферы образования, поэтому структура изложения материала максимально способствует его лучшему усвоению.

Выставка продлится до 23 ноября.

16.11.2025 | Просмотров: 87

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей