
Слагаемые толерантности
Выставка документов к Международному дню толерантности
16 ноября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается выставка, посвященная Международному дню толерантности. В основе праздника, учрежденного в 1997 году Генеральной Ассамблеей ООН, лежит Декларация принципов терпимости, принятая на конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1996 года. Документ объясняет, какие именно тревожные явления, фиксируемые в разных странах, обеспокоили тех, кто разработал и принял данную Декларацию, «испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях». Можно ли констатировать, что с тех пор удалось устранить вышеперечисленные пагубные процессы либо же как-то существенно улучшить ситуацию? Напротив, в ряде стран эксперты фиксируют множество серьезных фактов нарушения основополагающих принципов Декларации.
День толерантности – хороший повод вспомнить идеи нравственного поведения и доброжелательного отношения к людям, независимо от их культурной принадлежности, цвета кожи и вероисповедания. Терпимость и понимание, доброта и человечность – все это залог мира и процветания в обществе. Мы должны решительно осудить разжигание всякой вражды и непримиримости, злобы, розни и ненависти. Стойкая антипатия и воинственная агрессия почти неизбежно приводят к возникновению конфликтов, столкновений и кровопролитной борьбы с тяжелыми последствиями. Поэтому очень важно при всех разногласиях стремиться к умиротворению и поиску компромиссов, при этом слышать друг друга, искать общие интересы и точки соприкосновения.
Как выстраивать правильное взаимодействие и взаимовыгодное общение, избегая при этом конфликтов и противоречий? Учебное пособие «Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному» (Москва, 2007), разработанное специалистами в области психологии и философии Бондыревой Светланой Константиновной и Мурашовым Александром Александровичем, представляет собой руководство к курсам практической коммуникации ("Культура речи", "Риторика", "Психология общения"), с использованием материалов по этнопедагогике и этнопсихологии. В пособии обосновывается философская и педагогическая концепция диалога народов и культур, являющегося базой в этнокультурном взаимодействии. Авторы показывают, что межкультурный консенсус начинается с межличностного согласия; условия его организации, поддержания, оптимизации представлены с позиций педагога, психолога и филолога.
Книга Е.В. Мельниковой «Культура и традиции народов мира: этнопсихологический аспект» (Москва, 2006), представляющая собой научно-популярное страноведение, может служить пособием для студентов вузов при изучении курса "Культура и традиции народов мира".
Цель данного издания – дать развернутое представление об отдельных народах, охарактеризовав тип общества, в котором они живут, их историю и язык, географическую среду проживания, доминирующую религию, а также, что особенно важно, психофизиологическую природу нации. Издание будет полезно каждому, особенно тем, кто живет в мегаполисе, так как собранный материал поможет лучше понять и принять окружающих, спокойно и без проблем общаться с ними.
Уважительное отношение к людям необходимо прививать детям с самого раннего возраста. В какой-то момент к этому неизбежно должна подключиться школа. Учебное пособие «Воспитание толерантности у младших школьников» (Москва, 2020), разработанное доктором педагогических наук Сковородкиной Ириной Зосимовной и педагогом Герасимовым Сергеем Александровичем, предлагает вниманию специалистов методологию решения проблемы формирования терпимости у детей младшего школьного возраста, анализ нормативно-правовой базы воспитания в духе мира, ненасилия и неукоснительного соблюдения прав человека. Подробно рассмотрены теоретические и практические аспекты выстраивания модели правильного поведения у младших школьников, уделено внимание дидактическому инструментарию, характеристике системы педагогических средств воспитания толерантности у учащихся начальной школы.
Издание состоит из предисловия, трех глав, заключения, словаря терминов, списка использованной литературы и приложений; включает таблицы и схемы, которые могут быть использованы на практических занятиях со студентами педагогических колледжей и вузов. Каждый параграф имеет перечень вопросов для самопроверки и углубленного изучения очерченного в нем круга проблем, систему упражнений, заданий, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие адресовано будущим педагогам, а также слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кадров сферы образования, поэтому структура изложения материала максимально способствует его лучшему усвоению.
Выставка продлится до 23 ноября.





16.11.2025 | Просмотров: 87

