Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Поиск:

К архиву новостей

Самая суть

Обзор из цикла «Каталоги и картотеки – это мозг и память библиотеки!»

Поэзия Винокурова рождалась
вдохновением, которому он доверял
и почти не исправлял однажды написанное.
Вольфганг Казак

На днях отмечался вековой юбилей Евгения Михайловича Винокурова, русского советского поэта, переводчика и педагога.

Е. М. Винокуров – яркий пример, поэта-фронтовика, который пройдя огонь и ужасы войны, благодаря своим высоким человеческим качествам, сохранил в себе жизнелюбие, романтическое восприятие жизни, любви, бережное отношение к женщине.

Первая книга Евгения Винокурова «Стихи о долге» издана в 1951 году. Спустя еще пять лет почитатели творчества поэта держали в руках второй сборник стихов «Синева». Борис Пастернак в положительном ключе отозвался об этой книге молодого автора.

В 1953 году Евгений Винокуров написал, стихотворение: «Серёжка с Малой Бронной», о мальчиках, погибших на фронте, о безутешной печали матерей, доживающих свой век, в пустых квартирах. Стихотворение стало одним из самых популярных в отечественной военной лирике ХХ века. В 1958 году оно было положено на музыку композитором Андреем Эшпаем. Песня получила название «Москвичи». Первым исполнителем песни в 1955 году был певец Марк Бернес.

В 1960-70-е годы Винокуров заведовал отделами поэзии в толстых журналах, перелопачивал горы рукописей в поиске талантов, руководил литобъединениями. Преподавал в Литинституте. Его семинар имел тихую славу лучшего в СССР. Воспитал десятки молодых поэтов. И каких! – от Беллы Ахмадулиной до Игоря Меламеда. Единственная прижизненная публикация стихов Владимира Высоцкого – в альманахе «День поэзии», который редактировал Винокуров.

Каждый год выходили его стихотворные сборники. Читатель привык к его подборкам в журналах и газетах. Они были добротны и умны. 1960 год ознаменовался выходом в свет сочинения «Лицо человеческое», после которого последовали книги «Лирика» и «Слово». В 1964 году Евгений Михайлович порадовал сборником «Музыка», а в 1965 году напечатали «Земные пределы». Далее в каждом году выходило по одной книге, в 1966-ом – «Поэзия и мысль», в 1967-ом – «Ритм» и «Голос», а в 1968 году появился сборник «Москвичи или В полях за Вислой сонной». Последней работой любимого многими читателями автора стала работа, названная «Зрелища».

Евгений Винокуров осознанно выбрал путь продолжателя литературных традиций Тютчева и Баратынского. При этом исходной точкой его творчества стали события, пережитые автором в годы Великой отечественной войны. Каждый новый стих – это своего рода воспоминание. В них нет повествовательной линии. Здесь автор показывает вещи и события, которые на первый взгляд кажутся вовсе не значимыми и неприметными. Проникая в глубину человеческого бытия, автор обращается к пограничным ситуациям, технической цивилизации и городским образам.

Повседневность, становящаяся угрозой душевному миру, стала вдохновением для автора, подталкивающая на создание литературных шедевров. Благодаря ей поэзия обладала особой силой. И автор безоговорочно ей доверял, никогда не исправляя уже написанные слова. Чтобы передать истину Евгений Михайлович часто прибегал к помощи парадоксов, контрастов и двойственности смысла.

Люди в стихах Винокурова были сомневающимися и ищущими смысл жизни. Поэт не давал точных определений и не делал громких заявлений, он очерчивал контуры для читателей, каждый из которых по-своему воспринимал его стихи, находя собственный, особый смысл. Используя рифму, поэт только возвращал словам их первоначальный смысл и усиливал значение мысли.

В период с 1971 год и по 1987-й возглавлял отдел поэзии в журнале «Новый мир». Именно Винокуров стал редактором серии работ «Русская поэзия XIX века». На протяжении долгого периода времени вел творческие семинары в родном Литературном институте.

Есть горькое воспоминание К. Ваншенкина, друга Винокурова: «Когда умер Женя, я позвонил вечером нашему институтскому однокашнику, известному прозаику. Повздыхали. И вдруг он попросил меня прочесть по телефону винокуровскую песню. Слушал, затаив дыхание, лишь переспросил в конце: «Не помнит мир спасённый?» Я повторил как есть: «Но помнит мир спасённый». – «Нет, – сказал он грустно, – не помнит! Так точней…»

Читатели помнят и, как дань уважения и любви, оставляют в сборниках поэта закладочки на страницах любимых стихов.

Информационные ресурсы зала каталогов отдела каталогизации библиотечных фондов предоставляют читателям полную информацию о наличии в фондах библиотеки изданий по всем интересующим вопросам. Ресурс «Электронный каталог» на сайте библиотеки, работающий в реальном времени и предоставленный в распоряжение пользователей, дает возможность получить данные о наличии литературы в режиме удаленного доступа.

23.10.2025 | Просмотров: 207

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей