Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Г. Ибсен: «Будь и оставайся самим собой»

Обзор из цикла «Каталоги и картотеки – это мозг и память библиотеки!» к 195-летию со дня рождения норвежского драматурга и поэта

Взгляды Ибсена и его новаторские идеи
принадлежат не прошлому, а будущему.
Они до сих пор ждут признания.
Хельге Крог

Генрик Юхан Ибсен (20 марта 1828 – 23 мая 1906) – один из «властителей дум» на рубеже столетий, классик норвежской литературы и драматургии, театральный деятель. Все творчество Ибсена представляет собой протест против мещанской морали, против компромиссов с совестью. Большинство героев его пьес – честные идеалисты, вступающие в конфликт с окружающим их обществом, но остающиеся в трагическом одиночестве.

Творческий путь драматурга начался в середине XIX века стихами и сатирическими эпиграммами. Затем была написана драма "Катилина", в которой отражены революционные события 1848 года в Европе. В Кристиании была поставлена пьеса Ибсена "Богатырский курган". После чего последовало приглашение в Берген занять должность руководителя первого национального норвежского театра. В 1857-1862 гг. он возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В произведениях Ибсена этого периода отразился характерный для культуры 40-50-х годов интерес к национальному фольклору и народным песням.

В 1864 г. после того, как его пьеса «Комедия любви» вызвала неудовольствие властей, а его творчество подвергалось нападкам, Ибсен покинул Норвегию и поселился в Риме. Здесь начался новый период в его творчестве – период постепенного перехода к реализму. В это время он создал философские романтические поэмы «Бранд», «Пер Гюнт» и философскую драму «Цезарь и Галилеянин».

С 1870 г. до конца 1880-х Ибсен создал самые значительные драмы о современности. Дальше Последовали пьесы «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения», «Гедда Габлер» и «Враг народа». В этих пьесах интерес автора был прикован к личным взаимоотношениям героев.

В Норвегию Ибсен возвратился в 1891 г. великим писателем. Его слава гремела по Европе, как триумфатора, окруженного уважением всего читающего мира. Имя его служило знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Оно оказало глубокое воздействие на мировую драматургию.

В России в начале XX века пьесы Ибсена шли во многих театрах. На советской сцене чаще всего ставились "Кукольный дом", "Привидения", "Пер Гюнт" с музыкой Эдварда Грига.

В наследии Генрика Ибсена – множество пьес, написанных на злобу дня. В его драмах нашли отражение и зарождавшийся феминизм, и политическая жизнь тогдашней Норвегии. Непреходящее значение творчества Ибсена заключается не в этом. Главным в его произведениях является напоминание о нравственной ответственности человека за тот выбор, который каждый делает в своей жизни.

Информационные ресурсы зала каталогов отдела формирования и каталогизации библиотечных фондов предоставляют читателям полную информацию о наличии в фонде библиотеки произведений Генрика Ибсена. Это полное собрание сочинений, собрание сочинений в 4-х томах, сборники драм и стихотворений, отдельные произведения; справочные издания и библиографические пособия знакомят с материалами о жизненном и творческом пути драматурга.

16.03.2023 | Просмотров: 351

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей