«Пуритане» - опера В. Беллини, вызывающая всеобщий восторг публики
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
11 января в отделе искусств в дистанционном формате состоялся видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный опере Винченцо Беллини «Пуритане».
В эти праздничные новогодние дни сотрудники отдела включили в программу оперу, которую уже почти 200 лет сопровождает шумный успех, с ее знаменитыми ариями, романтическим героизмом, любовным треугольником, драматическими переживаниями героев и счастливым радостным финалом, что большая редкость в этом жанре.
«Сицилийский гений» Винченцо Беллини (1801–1835) вошел в историю музыки как крупнейший мастер итальянского бельканто, что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». За свою недолгую жизнь он написал 11 опер. Лучшие из них: «Капулетти и Монтекки» (1830), «Сомнамбула» (1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835) ", которые и по сей день остаются вершинами оперного искусства.
Его творчество отличает изысканная мелодичность, о чем свидетельствует краткая надпись на обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь: «Творец итальянских мелодий». Музыку Беллини любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист, создавшие ряд произведений на темы из опер итальянского композитора.
Основанием для подготовки вступительной беседы ведущей послужила книга Франческо Пастура «Беллини» (Москва, 1989) из серии ЖЗЛ.
Любители музыкального театра узнали, что свое последнее произведение Беллини сочинил во Франции, куда он приехал в 1833 году, рассчитывая получить заказ на оперу для парижского Итальянского театра. На этой сцене уже ставилась его «Сомнамбула», с блестящим успехом прошли «Пират» и «Капулетти и Монтекки». Премьера новой оперы ожидалась в начале 1835 года. Либретто новой оперы написал граф Карло Пеполи, член Болонской академии изящных искусств, принимавший участие в освободительной борьбе, сотрясавшей Италию. Сюжетом для оперы стала французская драма Жака-Франсуа Ансело и Жозефа-Ксавьера Сантина «Круглоголовые и кавалеры» или «Пуритане и роялисты», написанная на основе исторического романа Вальтера Скотта «Пуритане». События ее разворачивались в Англии во время революции XVII века, свергнувшей Карла I Стюарта, который был казнен в 1649 году. Во главе революции стоял Оливер Кромвель. Беллини сам составил сценарий, выбрав наиболее интересные эпизоды драмы, убеждая либреттиста, что «опера должна заставлять плакать, ужасать и заставлять умирать от услышанного исполнения». Сюжет «Пуритан» воспринимался как остро современный. Он будоражил патриотические чувства, напоминая об угнетенной отчизне, призывая пожертвовать всем — любовью, счастьем, жизнью, — ради свободы родины. Для либретто Беллини выбрал любовную историю, разворачивающуюся во время Английской революции: композитора привлек главный женский образ − Эльвира, способная любить до сумасшествия вопреки предрассудкам, стереотипам и интересам семьи.
Россини, получив готовую партитуру, отозвался о музыке с большой похвалой. Успех сопутствовал новому произведению уже с момента репетиций, «певцы и оркестр только и делали, что аплодировали». 24 января 1835 года в Итальянском театре с триумфом прошла премьера оперы. Публика плакала во время сцены сумасшествия Эльвиры, а после патриотического дуэта басов «все в зале обезумели... весь партер поднялся с криками восторга... Дамы махали платочками, мужчины бросали в воздух шляпы... Опера произвела фурор и стала знаковым событием театрального сезона в Париже.
В наше время «Пуритане» редко ставятся за пределами Италии. Иногда музыковеды это объясняют несуразностями или нелепостью либретто. На самом деле в беллиниевских операх восприятие слушателей сконцентрировано на красоте вокала, а нет на разыгрываемых событиях. И это не случайно, ведь опера была сочинена специально для четырех знаменитых певцов — Джулию Гризи (сопрано), Джованни Баттисту Рубини (тенор), Антонио Тамбурини (баритон) и Луиджи Лабланки (бас). В течение многих лет они составляли постоянный «пуританский» квартет, вместе путешествовали как труппа для исполнения этой оперы.
В 60-е годы прошлого века шедевры Беллини нашли неповторимое воплощение в вокале знаменитой австралийской певицы Джоан Сазерленд, покорявшей слушателей воздушной невесомостью стиля бельканто. Постановка «Пуритан» в Метрополитен-Опере 1976 года с легендарными Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти в главных партиях стала классической.
Среди оперных звезд XX века, блиставших в операх Беллини − Мария Каллас и Монсеррат Кабалье.
Отдел искусств, после возобновления очного обслуживания читателей, приглашает любителей музыкального театра пережить с героями всю глубину чувств, заложенных композитором в эту чудесную музыку, посмотрев в видеозаписи версию оперы «Пуритане» 2007 года с великолепной Анной Нетребко. По отзывам критиков, партия Эльвиры в исполнении Нетребко сочетает в себе «мечтательную меланхолию и яркий драматизм». В роли возлюбленного героини американский тенор Эрик Катлер, прекрасно передающий образ романтического героя, разрывающегося между любовью и долгом.
11.01.2023 | Просмотров: 324