Костюмированные гуляния и маскарады в России
Клуб имени И. Яхно к Новому году и Рождеству Христову
23 декабря состоялась дистанционная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, посвященная традиции празднования Нового года и Рождества Христова.
Рождество и Новый год в России является самым долгожданным и любимым праздником, как у взрослых, так и у детей.
Ведущая программы Елена Груздева напомнила участникам встречи, что на Руси наступление нового года в древние времена связывалось с окончанием зимы. После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая. Праздновать Новый год 1 января в России начали только с 1699 года. Царь Петр I издал указ, по которому наступление нового года начали отмечать 1 января. С тех пор в царской России было заведено устраивать шумные гуляния и роскошные новогодние балы.
Изначально традиция карнавала в России пошла от святочных масленичных гуляний и национального фольклора. Карнавальные костюмы для взрослых и детей были близки к обычным праздничным. На Руси народ развлекали скоморохи, певцы и музыканты.
Помимо утверждения даты, царь еще и дал указания относительно того, как следует праздновать. В частности, люди должны обмениваться поздравлениями, наряжать елки, радовать детей и проводить время в семейном кругу. В это же время он распорядился, чтобы во время празднования люди рядились в различные наряды. Обычно наряды были тематическими, в стилях разных эпох.
При императрице Анне Иоанновне подобные костюмированные увеселения сменились балами-маскарадами. Во времена правления Елизаветы Петровны российские балы-маскарады прогремели по всей Европе благодаря своему размаху. Императрица любила переодеваться, надевать маску и являться в гости к людям, которые и не догадывались, что за обличием незнакомки скрывается сама правительница.
С течением времени маскарады все более и более приживались в России, и стали одним из любимых развлечений императорской семьи.
Интересно, что карнавалы в XVIII–XIX веках имели просветительские черты, и носили преимущественно придворный характер, а простые люди могли участвовать в празднествах только как зрители, а иногда и вообще не допускались на мероприятия такого рода.
XIX век стал золотым веком маскарадов. Маскарады начинались на Святках и длились до Масленицы. В это время проходили не только пышные общественные маскарады, но и камерные, домашние. Особенно любила устраивать карнавалы творческая интеллигенция: актеры, музыканты, художники. На костюмированное торжество могли за умеренную плату попасть самые разные люди. Новогодние балы обычно проводили в период с конца декабря по Масленицу. К маскараду тщательно готовились, а костюмы заказывали у лучших портных и художников.
Конец XIX – начало XX века — время расцвета костюмированных балов в России. Маскарады «серебряного века» устраивали в императорских резиденциях, дворцах знати, артистической и художественной среде. Их посвящали историческим темам и литературным произведениям, культуре Востока и Западной Европы, сюжетам из прошлого России и сказочным героям.
Участники встречи узнали, что изображение карнавального веселья часто встречается в творчестве художников мира. Живопись не осталась в стороне от весёлого народного праздника. Особенно часто мастера кисти писали Венецианский карнавал, хотя известны картины других маскарадов и карнавалов, которые проходили и проходят в разных странах. Тема карнавала особенно было популярна для живописи XVIII-XIX веков.
Волшебство карнавала изображали на полотнах Василий Иванович Суриков «Маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф Ромадановского», Александр Николаевича Бенуа «Карнавал на Фонтанке», Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Катя в голубом у елки», Константин Андреевич Сомов «Арлекин и дама».
В XIX веке в маскарадах участвовали и дети. Один из таких карнавальных образов запечатлел на картине «Дети в маскарадных костюмах» Борис Кустодиев. Он изобразил собственных детей Ирину и Кирилла в костюмах дамы и кавалера рубежа XVII–XVIII веков.
Гостья программы донецкая певица Татьяна Букаева рассказала, что простой люд, не имеющий доступа на балы и маскарады, проводил новогодние и Рождественские праздники на ярмарках. Там можно было найти не только торговые ряды, но и потешные балаганы, карусели, фокусников, фейерверки и другие развлечения.
Татьяна Витальевна показала свой новогодний портрет «Карнавал», написанный читателем отдела искусств, донецким художником Василием Федоровичем Бедой. Работа мастера олицетворяет радость, улыбки и приближение новогодних чудес.
В завершение мероприятия сотрудники отдела искусств поздравили читателей библиотеки с наступающими Новогодними праздниками и пожелали всем крепкого здоровья, мирного неба и вдохновения для творчества. «Пусть этот замечательный праздник подарит радость, приятные встречи, теплую семейную обстановку, близкое общение с родными», - подытожила ведущая программы Елена Груздева.
24.12.2022 | Просмотров: 370