Он оставил после себя образ весны и молодости (Луи Арагон)
Выставка документов к 100-летию со дня рождения Жерара Филипа
1 декабря в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная жизни и творчеству Жерара Филипа (1922–1959), французского актёра театра и кино, обладателя премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Работая как в театре, так и в кино, он до своей ранней смерти был одной из главных звезд послевоенного периода. Его образ остался юношеским и романтичным, что сделало актера одной из икон французского кинематографа.
Жерар Филип сыграл больше 30 ролей в кино, но у многих поклонников до сих пор ассоциируется с Фанфаном Тюльпаном.
Будущий актер родился во Франции, в Каннах, 4 декабря 1922 года. Отец – Марсель Филип, бывший адвокат, владел крупными земельными угодьями в Провансе и небольшой гостиницей в Грассе. Мать, Мину Филип, происходила из семьи пражского булочника. Миссис Филип занимала особенное место в жизни сына, она была ему верным другом и помощником.
Все складывалось счастливо в жизни Ж. Филипа. Добрые, внимательные родители, дружная семья. Отец мечтал о том, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал адвокатом, но Жерар увлекся киноискусством.
Широкую известность начинающий актер приобрел благодаря пьесе «Калигула» Альбера Камю. Спектакль стал событием в театральной жизни французской столицы. Марлен Дитрих, посетившая спектакль, была от него в восторге. Она убеждала Филипа посвятить себя кино: «Романтизм в театре – дело прошлое, а в кино – будущее. С вашими данными, Жерар, на экране можно делать чудеса».
Подробная биография прославленного французского киноактера представлена в книге «Жерар Филип. Воспоминания, собранные Анн Филип» (Ленинград–Москва, 1962). В издании помещены заметки тех, кто знал и любил Жерара Филипа, кто работал с ним и разделял его судьбу. Их воспоминания воссоздают удивительный портрет артиста, человека-легенды.
Первой крупной ролью Жерара в кино был князь Мышкин в экранизации романа Федора Достоевского «Идиот». В том, что молодой актер справится с такой серьезной ролью, многие сомневались. Но после премьеры кинокритики признали его одним из лучших актеров современности.
Другим знаменитым фильмом с участием Жерара стала лента «Большие маневры», приобретшая популярность в СССР. В 1955 году она получила национальный французский приз сценариста и критика Луи Деллюка, благодаря выдающейся игре актера и его партнерши Мишель Морган.
Лучше всего Жерар Филип выглядел в кино в амплуа романтического героя. Он являл собой олицетворение силы и мужественности. В каждую роль актер вносил что-то новое, старался, чтобы образ был свежим, характер неповторимым. Сценаристы специально для него писали роли, но он брался за них лишь в том случае, если облик героя вводил его в новый мир, доселе ему не известных чувств и обстоятельств.
Жерар Филип стал невероятно популярен во всем мире после выхода на экраны фильма «Фанфан-тюльпан». Исполнители главных ролей: 30-летний Жерар Филип и итальянская актриса Джина Лоллобриджида – стали кумирами миллионов зрителей по всему миру.
В книге Геннадия Шмакова «Жерар Филип» (Ленинград, 1974) из серии «Жизнь в искусстве» рассказывается о жизни легендарного актера, широко известного по фильмам «Красное и черное», «Пармская обитель», «Большие маневры», «Монпарнас 19». Творчество актера освещается на фоне развития французского искусства 40–50-х годов XX века.
Филипа любили во всем мире. В Японии его называли Самураем весны, в России – Фанфаном, во Франции – Принцем сердец и Ангелом.
Филип ушел из жизни в возрасте 36 лет, однако его имя навсегда вошло в историю киноискусства. Он успел сыграть современников и героев классического репертуара, среди которых Жюльен Сорель, Уленшпигель, князь Мышкин, Калигула, Мефистофель, принц Гамбургский и Ричард III, и всегда покорял зрителей не только своим мастерством, но и своей личностью, своим необыкновенным обаянием.
Узнать о легендарной фильмографии Жерара Филипа можно из статьи кинокритика Александра Брагинского в сборнике «Актеры зарубежного кино», выпуск 3 (Москва, 1968).
Поклонников французского кино также заинтересует современное историко-теоретическое исследование Владимира Виноградова «Стилевые направления французского кинематографа» (Москва, 2019), в котором большое внимание уделено особенностям французского кино 40–60-х годов XX века.
01.12.2022 | Просмотров: 432