Самый загадочный писатель современности
Выставка документов
22 ноября в «Русском центре» библиотеки открылась выставка документов к 60-летию со дня рождения русского писателя и эссеиста Виктора Олеговича Пелевина (22.11.1962).
Виктор Пелевин – самый известный и самый загадочный писатель своего поколения. Его проза – сочетание, казалось бы, несоединимых качеств: массовости и элитарности, острой современности и погруженности в реалии прошлого, всегда увиденного под весьма эксцентрическим углом зрения, а также никем уже не оспариваемой способности заглядывать в будущее.
На выставке представлены периодические издания, в которых впервые были опубликованы произведения начинающего автора. В 1990 году в журнале «Химия и жизнь» Пелевин опубликовал свою первую повесть «Затворник и Шестипалый» (1990.– № 3.–. С. 94–106), а в следующем году в том же журнале впервые вышел в свет его рассказ «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (1991. – № 7.– С. 100–104). В 1991 году активно сотрудничал с журналом «Знание – сила», в котором за год опубликовал четыре рассказа: «Хрустальный мир» (1991. – № 3. – С. 83–91), «Правитель» (1991. – № 5.– С. 86–89), «Луноход» и «Откровение Крегера» (1991.– № 9.– С. 23–30).
Первая книга Виктора Пелевина «Синий фонарь» (Москва, 1991) написана в редком и напряженном жанре сатирико-философской фантастики. В рассказах причудливо переплетаются история и современность, идеи Востока и Запада, возвышенная мысль и низменная действительность. Сборник вошел в книжную серию «Альфа-фантастика». Сначала книга не была замечена критиками, однако спустя два года Пелевин получил за нее Малую букеровскую премию.
Роман «Омон Ра» (Москва, 2003) впервые был опубликован в журнале «Знамя» в 1992 году и привлек внимание литературных критиков. Это история о том, как советская власть дурила свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на человеческой тяге, чтобы создать у «космонавтов» впечатление, будто они побывали на Луне.
Культовый роман «Generetion "П"» (Москва, 2003) посвящен рекламе. Главный герой полагает, что ему известна настоящая цена рекламы – ведь он ее создает. Но ему и в страшном сне не может привидеться истинная сила джинна, выпущенного им из бутылки…
В романе «Жизнь насекомых» (Москва, 2004) герои являются одновременно и людьми, и насекомыми. Эта коллекция типажей и реальна, и надуманна, что позволяет автору с едким остроумием описывать действительность.
Свой роман «Чапаев и пустота» (Москва, 2003) Виктор Пелевин характеризует так: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». На самом деле оно происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота служит комиссаром, а также в наши дни, и, как это часто бывает у Пелевина, в виртуальном пространстве…
Виктор Пелевин последние десятилетия выпускает в среднем по одной книге в год, многие из которых становились литературными событиями, например «iPhuck 10» (Москва, 2018), «Искусство легких касаний» (Москва, 2020). Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер», «Национальный бестселлер, «Большая книга», премия Андрея Белого.
В частной жизни Виктор Пелевин избегает публичности. Узнать больше о писателе поможет документальный фильм Бориса Караджева «Писатель «П». Попытка идентификации» (https://www.culture.ru/live/movies/3410/pisatel-p-popytka-identifikacii). Работая над фильмом, режиссер опирается на воспоминания людей, которые лично знают Пелевина: одноклассники, сокурсники, коллеги, издатели, критики, переводчики.
Выставка документов будет действовать до конца ноября.
22.11.2022 | Просмотров: 392