Создатель искусства фотографии
Выставка документов к 230-летию со дня рождения Луи Дагера
14 ноября в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная 230-летию со дня рождения Луи Дагера (1787–1851), французского художника, химика, изобретателя. Луи Дагеру принадлежит практическая разработка первого способа прочного закрепления изображений, полученных при помощи света, посредством камеры-обскуры, то есть изобретение фотографии.
Луи Жак Манде Дагер родился во Франции 18 ноября 1787 года. Обнаружив у сына интерес и талант к рисованию, а также желая подготовить его к какой-нибудь свободной профессии, родители определили двенадцатилетнего Луи в Орлеанскую рисовальную школу, а через четыре года отдали в обучение к художнику-декоратору Дегатти. Выбор профессии оказался успешным: Дагер проявил особенное понимание перспективы и освещения, у него развился художественный вкус, он стал писать декорации для парижских театров. Однако эта работа мало удовлетворяла Дагера, не давая достаточно широкого и специального применения его искусству.
Он предпочел заняться изготовлением красочных видовых панорам, которые размещались в просторных, зачастую специально сооруженных залах, и были в те годы излюбленным массовым зрелищем жителей больших европейских городов. В сотрудничестве с другими художниками молодой Дагер писал грандиозные панорамы Рима, Неаполя, Афин, Иерусалима и других исторических мест, пользовавшихся популярностью у туристов, которые за скромную входную плату получали возможность ознакомиться с прославленными памятниками старины, не выезжая из своего родного города.
С многогранной художественной деятельностью одаренной личности читателей знакомит раритетное издание «Дагер, Ньепс, Тальбот: популярный очерк об изобретателях фотографии» (Москва, 1938).
Дагер вместе со своим коллегой Шарлем Луи Бутоном создавал чрезвычайно успешные диорамы в Париже и Лондоне. Диорамами называли выставки живописных видов с разнообразными эффектами, которые достигались с помощью изменения освещения. Дагер писал маслом иллюзионистские картины, которые использовал при показе с помощью камеры-обскуры, а его увлечение оптическими иллюзиями диорам вскоре привело к экспериментам с фотографией.
В 1829 году Дагер начал сотрудничать с изобретателем и исследователем Жозефом Несифором Ньепсом (1765–1833), которому принадлежит честь создания первой постоянной фотографии, или «гелиографии». Именно Ньепс является автором самого первого сохранившегося снимка «Вид из окна в Ле-Гра». Редкое академическое издание «Документы по истории изобретения фотографии: переписка Ж.Н. Ниепса, Ж.М. Дагерра и других лиц» (Москва; Ленинград, 1949) содержит материалы архива семьи Ниепс.
Публикуемые документы проливают свет на творческую деятельность и взаимоотношения изобретателей фотографии, позволяя познакомиться с путями, которыми шла их творческая мысль, и с методами претворения их замыслов в жизнь. Дагер на протяжении десятилетия экспериментировал вместе с Ньепсом и его сыном Исидором, и в январе 1839 года Французская академия наук опубликовала сообщение об изобретении процесса дагеротипии. Впоследствии с изобретением стали ассоциировать имя одного Дагера. «Дагеротипомания» захватила Европу, и именно дагерротипы (первые позитивы на посеребренных пластинках) стали первым способом получения фотоснимков во всем мире. По иронии судьбы сам Дагер постоянно отказывался позировать для портрета.
Современное фундаментальное издание «История фотографии: с 1839 года до наших дней: собрание Дома Джорджа Истмена» (Москва, 2010) содержит увлекательную информацию о хранящемся в собрании Дома Истмена раннем фотографическом портрете Дагера – дагерротипе 1844 года, выполненном Жаном-Батистом Сабатье-Бло. Судя по всему, снимаемый с нетерпением ожидал окончания позирования, и все же фотограф сумел передать сходство, используя изобретение Дагера, чтобы обессмертить его облик. Книга Й.Х. Смита «Главное в истории фотографии» (Москва, 2018) доступно и лаконично объясняет, как, почему и когда некоторые фотографии, действительно, изменили мир.
С момента появления фотографии интерес к ней не проходит. Она окружает нас, сопровождает всю жизнь. Книга А.П. Попова «Из истории российской фотографии (Москва, 2020) раскрывает наиболее значимые моменты развития отечественной фотографии, а уникальные высокохудожественные издания Т.Н. Шиповой «Московские фотографы. (1839–1930). История московской фотографии» (Москва, 2012) и Татьяны Сабуровой «Русское фотографическое общество в Москве. (1894–1930) (Москва, 2013) знакомят с работами выдающихся мастеров русской светописи различных творческих направлений и жанров.
Начинающие, опытные и профессиональные фотографы найдут в экспозиции выставки ценные современные книги с мастер-классами, сотнями подсказок, идей и советов, проиллюстрированных примерами впечатляющих фотографий.
14.11.2022 | Просмотров: 345