Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Царская невеста» - музыкальный фильм по одноименной опере Н. Римского-Корсакова

Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»

9 ноября в отделе искусств состоялся дистанционный видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста».

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) ‒ великий русский композитор, один из пяти музыкантов, составивших в 60-е годы XIX века знаменитое музыкальное содружество «Могучая кучка». Для композиторов «Могучей кучки» М. Балакирева, М. Мусоргского, А. Бородина, Ц. Кюи великими образцами национального искусства служили две гениальные оперы М. Глинки ‒ «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Как и Глинку, Римского-Корсакова больше всего интересовала опера. На протяжении всей жизни композитор написал 15 опер.

«Царская невеста» ‒ девятая по счету опера Римского-Корсакова, написанная по одноименной драме русского писателя Льва Мея. Эта пьеса, обладавшая незаурядными художественными достоинствами, долгое время шла в русских театрах при участии выдающихся артистов, в том числе Марии Ермоловой.

Основываясь на музыковедческих изданиях из фонда отдела, ведущая рассказала о том, что сюжет «Царской невесты» заинтересовал Н. Римского-Корсакова еще в годы молодости, но тогда он выбрал другую драму Л. Мея «Псковитянка», на сюжет которой была написана первая опера, больше отвечавшая «шестидесятническим» взглядам Римского-Корсакова, чем бытовая лирическая драма «Царской невесты». И только спустя три десятилетия композитор приступил к осуществлению своего давнишнего намерения.

В «Истории Государства Российского» Карамзина упоминается загадочно-печальная судьба одной из жен Ивана Грозного, Марфы, дочери купца Собакина. После обручения с царем Иваном, говорится в летописи, на Марфу напала неведомая хворь, которая свела ее в могилу в течение двух недель. Этот исторический факт использован Л.А. Меем, драма которого и послужила основой одноименной оперы Римского-Корсакова.

Опера была начата в феврале 1898 года и закончена 24 ноября того же года. В работе над либретто Римскому-Корсакову помог его бывший ученик И.Ф. Тюменев – «знаток литературы и старины».

Ещё на стадии работы над оперой было решено, что её премьера пройдёт в театре Мамонтова, тем более, что партию Марфы композитор писал «в расчете на голос и умение» Надежды Ивановны Забелы

В 1898 году Н.И. Забела-Врубель пела на сцене театра С.И. Мамонтова в операх Римского-Корсакова «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка». Ее называли «певица Римского-Корсакова».

Весной 1898 года композитор переживает самый настоящий расцвет в своем творчестве и создает для нее один шедевр за другим, выражая в своих произведениях восторженное восхищение и преклонение перед ее талантом. Творческое сотрудничество трех великих мастеров Н.Римского-Корсакова, Н. Забелы и М. Врубеля было очень плодотворным. Врубель не только являлся художником-постановщиком многих спектаклей, но и активно участвовал в создании сценических образов вместе с супругой.

22 октября 1899 года в Москве в театре С.И. Мамонтова с грандиозным успехом прошла премьера оперы. Роль Марфы создавалась автором специально в расчете на творческую индивидуальность Надежды Забелы. Певица глубоко передала чистоту, наивность, очарование первого чувства своей героини, трагедию «страдалицы невинной».

«Царская невеста» ‒ опера о горячей, страстной любви, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны ‒ время правления Ивана Грозного, опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.

Правдиво и убедительно рисует композитор образы кроткой Марфы, сильной, волевой Любаши, опричника Грязного и других.

Основное содержание «Царской невесты» ‒ трагедия русской женщины в старой Руси. Музыка ее поражает обилием арий, богатством самобытных глубоко национальных мелодий. Эти выразительные мелодии делают оперу очень доходчивой и понятной. Они, как писал академик Асафьев, точно «вздохи из глубины сердца». Относящаяся к периоду самого яркого расцвета таланта Римского-Корсакова «Царская невеста» является одним из шедевров русской и мировой оперной классики.

С момента премьеры в 1899 году «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих оперных театров.

Среди лучших исполнителей образа Марфы ‒ Антонина Нежданова, Елена Катульская, Елизавета Шумская, Галина Олейниченко; Любаши ‒ Надежда Обухова, Лариса Авдеева, Тамара Синявская; Грязного ‒ Сергей Мигай, Евгений Кибкало.

Сопровождавшая мероприятие выставка знакомит с литературой, посвященной жизни и творчеству Н.А. Римского-Корсакова, выдающимся исполнителям оперы, аудио и видеозаписями знаменитых произведений великого русского композитора, которые можно индивидуально послушать и посмотреть в отделе искусств.

10.11.2022 | Просмотров: 366

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей