Непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей
Выставка документов к 390-летию со дня рождения Яна Вермеера
24 октября в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству голландского художника Яна Вермеера (Вермера) Делфтского (1632–1675).
Ян Вермеер Делфтский яркий представитель Золотого века голландской живописи (XVII век), который был признан великим художником лишь во второй половине XIX века. Он возвысил бытовую картину до уровня, сопоставимого с великими достижениями голландских художников в других жанрах.
В русском искусствоведении распространены и другие варианты написания имени художника: Ян Вермер, Вермеер Делфтский, Ян Вермеер ван Делфт, Йоханнис ванн дер Мер.
Вермеер высоко ценил свою творческую независимость. Широкий творческий потенциал, смелость и яркость тематических замыслов отличали художника от предшественников в голландском искусстве. В изданиях Л. Любимова «Великая живопись Нидерландов» (Москва, 1963) и Е.И. Ротенберга «Западно-европейская живопись 17 века» (Москва, 1989) авторы рассказывают о творчестве голландских художников и формировании системы жанров на фоне культурно-исторического процесса, повлиявших на становление Яна Вермеера.
В книгах А.А. Дмитриевой «Ян Вермер и делфтская живопись середины–второй половины XVII века (Москва, 2018) и Ф. Даверио «Игра в живопись» (Москва, 2018) представлена панорама художественной жизни голландского города Делфта XVII века и глубокий анализ стилистики и жанровой проблематики творчества Вермеера. Особое внимание уделяется гармонии света в работах живописца.
Примечательно, что четкую перспективу, световые эффекты и «фотографическое» видение художника связывают с применением специального оптического инструмента – камеры-обскура. Прибор помогал выделять на картине передний план, передавать игру света и тени. Подробнее об освоении художественных приемов и элементах организации композиции произведений можно узнать в книге Павлова В.И. «Ян Вермеер. Композиция и перспектива» (Санкт-Петербург, 2018).
В издании «Ян Вермеер. 1632–1675» (Москва, 2011) и альбоме «Ян Вермеер Дельфтский» (Москва, 1983) помимо сведений о жизни мастера собраны интересные сюжетные подробности его произведений.
Автопортретов художника не сохранилось. Однако некоторые исследователи его творчества предполагают, что мастер запечатлел себя на картинах «У сводни» в образе молодого человека с лютней и на картине «Мастерская художника» («Аллегория живописи») Вермеер повернут к зрителю спиной.
В творческом наследии голландского художника представлены картины бытового и религиозного жанра, портреты и пейзажи. Примечательно, что до наших дней сохранились всего два пейзажа кисти художника: «Улочка» (1657–1658) и «Вид Делфта» (1661). Картина «Вид Делфта», ставшая источником вдохновения для импрессионистов XIX века, считается высшим профессиональным достижением художника.
Периодическое издание «Великие художники» (2003. – №61) и статья Е. Кукиной «Делфтский сфинск» (Юный художник. – 2006. – №2) раскрывают преобладающие в его творчестве мотивы повседневной жизни, мотивы письма и музыки, широко распространенные в голландском искусстве XVI–XVII веков.
Среди картин художника только три портрета не связанны с бытовым жанром: знаменитая «Девушка с жемчужной сережкой» (1665), также известная под названием «Девушка в тюрбане», «Женщина в красной шляпе» (1665–1666) и «Портрет девушки» (1666–1667).
Непростая история картин «Девушка с жемчужной сережкой» и «Девушка, читающая письмо» в период Второй мировой войны представлена в книге крупных общественных деятелей XX века Рут и Макса Зейдевиц «Девушка с жемчужиной: рассказы о судьбах картин» (Москва, 1978).
Примечательно, что до наших дней сохранилось лишь 34 достоверно подлинных картины художника. В издании А.К. Уилкока «Ян Вермер» (Санкт-Петербург, 1994) из серии «Мастера искусств» представлена картина «Святая Пракседис» (1955) − образец раннего творчества Вермеера. Авторство полотна было установлено лишь в 1986 году.
Картины Яна Вермеера Делтфского хранятся в музеях и галереях восьми стран мира: Австрии, Великобритании, Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции и Японии. На выставке представлены издания некоторых собраний: «Дрезденская картинная галерея. Старые мастера» (Дрезден, 1979), альбомы «Шедевры живописи в зарубежных собраниях» (Москва, 1973»), «Национальная галерея искусств. Вашингтон» (Киев, 2012), «Музей Метрополитен» (Киев, 2012), а также издание М. Серюльяса и К. Пуйона «Лувр» (Москва, 2000) из серии «Крупнейшие музеи мира».
24.10.2022 | Просмотров: 390