В атмосфере французского кино: мелодрама «Мужчина и женщина»
Киноклуб «Верность» к 85-летию французского кинорежиссера Клода Лелуша
…кино требует единственного диплома –
любви к жизни и мужества рисковать
К. Лелуш
11октября в отделе искусств в дистанционном формате состоялась программа киноклуба «Верность», посвященная знаменитой мелодраме «Мужчина и женщина», созданной замечательным французским кинорежиссером, актером и сценаристом Клодом Лелушем (1937).
Обратившись к изданиям из фонда библиотеки, ведущая программы осветила особенности французского кинематографа 50-60 гг. XX века, а именно: появление направления «новая волна», сформированное молодыми непрофессиональными режиссерами-авангардистами и отвергавшими привычные нормы повествования в кинематографе.
Главным для представителей киноавангарда было стремление показывать жизнь такой, какая она есть, без эстетизации и зрелищности. Крупнейшими новаторами этого стилевого направления стали режиссеры Клод Шаброль, Ален Рене, Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо.
В продолжение встречи ведущая ознакомила слушателей с творческой биографией французского режиссера Клода Лелуша, дебютировавшего в эпоху «новой волны», подчеркнув, что сам режиссер не причислял себя к ее мастерам. Его фильмы отчасти были близки общей стилистике нового направления, но вместо бунтарства у его героев выделялось стремление к простому человеческому счастью и гармонии.
Клод Лелуш длительное время работал ассистентом режиссера и помощником оператора, хорошо разбирался в тонкостях съемки и монтажа. Посетил киностудию «Мосфильм», где присутствовал на съемках фильма Михаила Калатозова «Летят журавли».
Однако его дебютный фильм в качестве режиссера получил негативные рецензии критиков.
Вскоре Лелуш загорелся идеей снять лирическую историю настоящей любви. Все деятели кино были убеждены, что подобный фильм в эпоху «новой волны» заранее обречен на провал, но как писал режиссер: «Ни один из моих фильмов не вызывал у меня такого восторга».
Для просмотра на встрече в киноклубе был предложен один из самых трогательных и нежных фильмов о любви − «Мужчина и женщина», мелодрама 1966 года, получившая признание и критиков, и поклонников экспериментального кино, и любителей простых жизненных историй.
Программу киноклуба продолжил анализ фильма, сюжет которого на первый взгляд банален: случайная встреча двух одиночеств и вспыхнувшие чувства на фоне недавних неблагоприятных событий. Однако нелинейное повествование картины, визуальный ряд и «химия» между актерами создали лучшую картину в фильмографии режиссера.
В мероприятии принял участие донецкий киновед Владимир Вербицкий, который рассказал зрителям об исполнителях главных ролей, прекрасных французских актерах Анук Эме и Жан-Луи Третиньяне. Он отметил, что большинство диалогов в фильме являются импровизацией актеров, которые прекрасно знали друг друга. Поэтому их дуэт на экране смотрится столь убедительно и искренне, и чувства, появившиеся между героями, не вызывают сомнений.
Примечательно, что важной составляющей фильма является музыка. Мелодии, написанные французским композитором Френсисом Лейем, дополняют сюжет картины, подчеркивают визуальные образы и передают настроение героев.
Фильм «Мужчина и женщина» стал триумфатором Каннского кинофестиваля, а кинотеатры всего мира боролись за право показать его на своих экранах. Картина была также выдвинута на премию Оскар в 5 номинациях и получила две статуэтки – за лучший иностранный фильм и лучший сценарий.
На экраны советских кинотеатров фильм вышел в 1968 году с изумительным дубляжом Вячеслава Тихонова и Нины Меньшиковой. Под впечатлением от картины «Мужчина и женщина» в СССР были созданы такие фильмы, как «Ещё раз про любовь» (1968), «Каждый раз в одиннадцать» (1969) и «Городской романс» (1970).
Любители кино могут индивидуально посмотреть фильм в отделе искусств.
11.10.2022 | Просмотров: 301