Современность как призвание души: художественный фильм «Мама вышла замуж»
Киноклуб «Верность» к 95-летию со дня рождения Олега Ефремова
4 октября в дистанционном режиме состоялась первая октябрьская программа киноклуба «Верность», посвященная творчеству Олега Николаевича Ефремова, народного артиста СССР.
В программе принял участие киновед Владимир Вербицкий. На связи по скайпу была Надежда Асланова. Надежда Аркадьевна имеет самое непосредственное отношение к кино, поскольку более 25-ти лет проработала художником-мультипликатором на киностудии «Молдова-фильм».
Встречу любителей кино сопровождала выставка документов «Сотворчество мастеров». Экспозицию составили издания, посвященные жизни и творчеству выдающихся создателей и легендарных актеров-«стариков» МХАТа , а также актеров последующего поколения, пришедших в театр по приглашению Олега Николаевича Ефремова. Центральным изданием выставки стала книга очерков и воспоминаний «Олег Ефремов. Настоящий строитель театра» (Москва, 2011).
Творческую биографию Олега Ефремова осветила ведущая программы Наталия Коротких. Она акцентировала внимание на важнейших моментах жизненного пути легендарного актера театра и кино, театрального режиссера, педагога, связанных со МХАТом. Рассказав о том, что стало «предвестием» встречи с Художественным театром, ведущая перешла к событиям, связанным с началом творческого пути начинающего актера в Центральном детском театре. Здесь был обретен опыт. Здесь Ефремов стал известным театральным актером. В этом театре он дебютировал как режиссер, поставив великолепный детский спектакль «Димка-невидимка». Наталия Коротких подчеркнула также важнейшее событие: «Едва окончив Школу-студию МХАТ, Олег Ефремов начал преподавать в ней. Вокруг Ефремова, убежденного приверженца К.С. Станиславского, сложилась группа молодых актеров, мечтавших возродить студийные традиции Художественного театра. Лидеру по характеру, молодому актеру Олегу Ефремову это удалось».
Ведущая рассказала о создании театра «Современник», заявившего о себе спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». «Современник», созданный как театр единомышленников, стал голосом поколения «шестидесятников». На его сцену пришла живая жизнь, выраженная в спектаклях по пьесам лучших современных драматургов.
Наталия Коротких подчеркнула, что в отличие от подавляющего большинства своих коллег-режиссеров, Олег Ефремов всегда оставался актером. Он не случайно совмещал смежные профессии. Его режиссура «вырастала» из актерской деятельности, что давало возможность выработать свой «режиссерский почерк», близкий эстетике МХАТа.
Знакомя с биографией Олега Николаевича, ведущая подошла к важнейшему моменту в его творческой судьбе: в 1970-м году Ефремов уходит из «Современника» руководить МХАТом. Подробно рассказав, с какими колоссальными трудностями он столкнулся, главное внимание ведущая уделила новому творческому взлету актера и режиссера на прославленной сцене Художественного театра. Любимым драматургом Олега Ефремова стал Александр Гельман, чьи злободневные пьесы явились «утолением социальной жажды».
От социальных проблем в театральных работах Олега Ефремова течение программы развернулось в сторону творчества мастера в киноискусстве. Обычный, простой человек, герой Ефремова из народа, оказался востребован в кино.
Наталия Коротких рассказала о работе актера в кинематографе. Она проанализировала кинообразы Олега Ефремова в военных фильмах: «Живые и мертвые», «Батальоны просят огня», «Случай с Полыниным», «Сочинение ко Дню Победы». Ведущая напомнила также лирические и лирико-драматические образы, созданные Олегом Николаевичем в фильмах «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда», «Здравствуй и прощай», «Дни хирурга Мишкина», «Продлись, продлись, очарованье». Откровением для участников программы стала информация о фильме «Строится мост», в котором Ефремов выступил и как режиссер, и как актер. А последним фильмом с участием мастера стал «Чехов и Ко» (1998), посвященный 100-летию Московского Художественного театра, верности которому Олег Ефремов присягнул в юности и остался предан ему до конца.
Подключившаяся к разговору Надежда Асланова поделилась впечатлениями о фильмах с участием Олега Ефремова, которые она, готовясь к программе, посмотрела. Особенно ее зацепил образ художника-самоучки, воплощенный Олегом Ефремовым в фильме «Гори, гори, моя звезда». Фильм «Мама вышла замуж» Надежда Аркадьевна восприняла как очень близкий, личностный.
Владимир Вербицкий рассказал о фильме кинорежиссера Виталия Мельникова «Мама вышла замуж». Образ Виктора Леонова из этой картины Олег Ефремов называл своей самой любимой киноролью. Владимир Александрович также рассказал о режиссере и актерах фильма, исполнителях центральных ролей, Люсьене Овчинниковой и Николае Бурляеве.
«В кино Олег Ефремов запомнился и полюбился, поскольку привносил в кинообразы нечто важное от самого себя и от времени, в котором жил, которым был пропитан, которое чувствовал всей душой», – резюмировал Владимир Вербицкий.
04.10.2022 | Просмотров: 273