Понятия познания, знания, гносеологии и онтологии
Семинар на площадке клуба «Изобретатель»
23 сентября в дистанционном режиме (посредством мобильной и скайп-связи) на площадке клуба инноваторов «Изобретатель» состоялся семинар по закономерностям мышления «Понятия познания, знания, гносеологии и онтологии». Во время встречи специалист по методике технического творчества Александр Якушкин, кандидат психологических наук Михаил Яновский и другие постоянные участники семинара обсудили вопросы, связанные с ключевыми понятиями теории познания.
Сегодня мы постараемся доступным языком поговорить о таких понятиях, как познание, знание, гносеология и онтология, их связи с мышлением, мировоззрением и восприятием человека,-
наметил программу семинара Александр Якушкин.
Спикер обратился к классическому толкованию заявленных понятий и напомнил участникам встречи, что познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира, а знание - осведомленность или понимание кого и чего угодно, которое можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить. С этими категориями непосредственно связаны философские понятия гносеологии и онтологии. Гносеология («изучение знания») – это философия знания и познания. Онтология - учение о сущем, о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории.
Упрощая, можно сказать, что знание приобретается в процессе познания, гносеология – наука о познании и знании, а онтология – исследует способы познания,-
пояснил спикер.
В ходе обсуждения присутствующие на виртуальной площадке семинара установили: онтология – это фактически история развития явлений и объектов, способ установить, куда кто и что движется, в каком направлении, каков вектор развития того или иного явления или объекта. «Познание без онтологии начинает хромать, поскольку в этом случае теряется временная последовательность. Онтология изначально в качестве инструмента использовала наблюдение и созерцание. Субъект онтологических исследований не вмешивался в процесс, в то, что происходило с объектом. Потом появился эксперимент. Следует отметить, что сам субъект эксперимента влияет на конечный результат исследования. Поэтому для точности результата следует отделить сам эксперимент и его объект от экспериментатора», - резюмировал Александр Иванович.
Очень важно разобраться с мировоззренческими подходами субъектов познания. Ход эксперимента и способы познания зависят от мировоззрения экспериментирующего: материалистического, идеалистического, религиозного, мифологического,-
высказал свою точку зрения Михаил Яновский.
Также участники семинара отметили, что очень часто в восприятии процессов познания знания и навыки разделяются, но в философском осмыслении эти две категории неразделимы, то есть, если знаешь – значит и умеешь.
В течение семинара заведующий отделом документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наука Алла Агафонова проинформировала присутствующих о документах по философии и психологии мышления из фондов ГБУ «ДРУНБ».
Следующий семинар по мышлению на площадке клуба состоится 1 октября.
26.09.2022 | Просмотров: 369