От народной песни до арии и романса ‒ творческий диапазон выдающегося певца
Видеолекторий к 90-летию со дня рождения А.Б. Соловьяненко
21 сентября в отделе искусств в цикле «Шедевры мирового музыкального театра» состоялся дистанционный видеолекторий «От народной песни до арии и романса ‒ творческий диапазон выдающегося певца», посвящённый творчеству нашего земляка, незабываемого лирико-драматического тенора Анатолия Соловьяненко, (1932-1999).
Анатолий Борисович Соловьяненко родился 25 сентября 1932 года в Донецке, в потомственной шахтёрской семье. Отец Анатолия, Борис Соловьяненко обладал удивительным голосом очень красивого тембра. От него Анатолий унаследовал и природные вокальные данные, и мужское обаяние.
Великая Отечественная война началась, когда Анатолий был уже в сознательном возрасте. Он хорошо помнил эвакуацию семьи, холодную зиму, смерть заболевшего от холода брата. Всю жизнь потом Анатолий Борисович жил с ощущением, что война может повториться и очень хотел, чтобы его сыновья не знали ужасов войны. Когда в 1980 году его наградили Ленинской премией, денежное вознаграждение в размере десяти тысяч рублей он передал в фонд мира.
Анатолий Борисович рос в семье, где очень любили народные песни – они сопровождали его всё детство и именно с музыкой мальчик хотел связать свою жизнь. Однако ему хорошо давались и точные науки, поэтому юноша принял решение поступать в политехнический институт. Музыка осталась в качестве хобби, но судьба распорядилась по другому ‒Анатолий начал брать уроки у знаменитого оперного певца Александра Коробейченко, который сумел максимально раскрыть талант горного инженера и сделать из самодеятельного артиста практически готового оперного певца.
Анатолий впервые выступил на «большой» сцене в оперном театре родного Донецка. Он исполнил партию Герцога в постановке «Риголетто». Зрители отметили выступление оглушительными аплодисментами.
В 1962 году Соловьяненко пригласили стажироваться в театр оперы и балета Киева. Спустя год он в числе других перспективных молодых певцов отправился на стажировку в легендарный театр Ла Скала, где проработал два года.
За Анатолием Соловьяненко закрепилось имя «украинский соловей» - трели в исполнении певца звучали с лучших мировых сцен: Большого театра, Метрополитен-опера, Ла Скала.
За 30 лет работы солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко спел 18 партий, среди них: Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата»), Тенор («Реквием»), в операх Верди, Эдгар («Лючия ди Ламмермур»), Рудольф («Богема»), Кавардосси («Тоска»), Фауст («Фауст»), Ленский («Евгений Онегин»), Самозванец («Борис Годунов»), Андрей Запорожец («Запорожец за Дунаем»). В репертуаре певца было много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Он записал 18 грампластинок с ариями, романсами и песнями.
Его тембр с мощными «золотыми» верхами и идеально ровным диапазоном, заметно выделялся среди прочих теноров своего времени.
Гостям отдела искусств для просмотра была предложена запись концерта Анатолия Соловьяненко в Большом зале Московской консерватории, состоявшегося в 1982 году.
Просмотр дополняла выставка документов, на которой были представлены книги о жизненном и творческом пути Анатолия Соловьяненко, грампластинки и CD-диски с записями арий и песен.
21.09.2022 | Просмотров: 479