Яркая индивидуальность музыки
Библиографический обзор выставки документов к 90-летию со дня рождения С.М. Слонимского
9 августа в отделе искусств для удаленных пользователей библиотеки открылась выставка документов «Яркая индивидуальность музыки» к 90-летию со дня рождения С.М. Слонимского (1932-2020) – советского и российского композитора.
Творчество всемирно известного крупнейшего отечественного композитора Сергея Михайловича Слонимского по праву признается одним из самых оригинальных и парадоксальных явлений современности. Премьерное исполнение его произведений всегда становится событием всероссийского масштаба. Мировое признание получили его оперы «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», сочинения для оркестра «Драматическая песнь», «Петербургские видения», «Еврейская рапсодия» и другие.
Многогранное творчество и просветительская деятельность петербургского композитора, пианиста, музыковеда, публициста, общественного деятеля, профессора Санкт-Петербургской консерватории С.М. Слонимского стало одним из ярких явлений современной художественной культуры. Он ‒ автор более ста пятидесяти произведений, отмеченных счастливой судьбой. Слонимский ‒ композитор-универсал, который блестяще владеет буквально любой стилевой манерой.
Сергей Михайлович Слонимский родился в 1932 году в Ленинграде, в семье известного советского писателя М.Л. Слонимского. Его учителями в школьные и консерваторские годы были виднейшие советские музыканты: А.Д. Артоболевская, С.И. Савшинский, С.Я. Вольфензон, В.Я. Шебалин, О.А. Евлахов, В.В. Нильсен. После окончания аспирантуры М.С. Слонимский более полувека преподавал в консерватории музыкально-теоретические дисциплины и композицию.
Монография М. Рыцаревой «Композитор Сергей Слонимский» (Ленинград, 1991) построена как рассказ о творческом пути Слонимского, который, по мнению автора, достаточно оригинален, что обусловлено как индивидуальностью самого композитора, так и культурологическими особенностями эпохи. Именно исследование пути Стравинского в контексте его творчества, помогает увидеть и понять внутреннюю взаимосвязь, казалось бы, разных его сочинений, проясняет магистральные образные линии. Монографический очерк А. Милки «Сергей Слонимский» (Ленинград ; Москва, 1976) посвящен в основном не самому композитору ‒ его личности и биографии,‒ а его сочинениям, их особенностям и судьбам.
В многочисленных характеристиках музыковедов и коллег по композиторскому цеху неоднократно подчеркивались многогранная широта интересов, интеллектуализм, универсализм композитора. Так, Ольга Девятова, доктор культурологи, образно называя творчество композитора «музыкальной Вселенной», подчеркивает в нем «смелое столкновение эпох и стилей, художественных и философских идей, выработанных мировой культурой на протяжении тысячелетий». Органичный синтез исторически устоявшегося и нового, авангардного необходим композитору для воплощения вечных тем искусства. Уже на начальном этапе творчества Слонимского волновали проблемы добра и зла, жизни и смерти, тема ответственности личности, что нашло выражение в Первой симфонии (1958), опере «Виринея» (1967), балете «Икар» (1970). В более поздних сочинениях ‒ камерной опере «Мастер и Маргарита» (1972), Девятой симфонии (1987), опере «Гамлет» (1991) и многих других произведениях композитор стремился найти ответы на мучительные вопросы своего времени.
Проблемам формирования художественного мира композитора посвящены статьи доктора искусствоведения Ирины Умновой «Многоликость творчества Слонимского» (Музыкальная академия. – 2010. - № 4), педагогическим принципам и взглядам композитора ‒ статья «Композитор Сергей Слонимский о принципах современного музыкального образования» (Искусство и образование. – 2010. № 4)., а также другие материалы в журналах «Музыкальная жизнь» (2007. - №10 ; 2011. - № 3).
Велик вклад Слонимского в решение проблем детского эстетического просвещения в России. Продолжая замечательные традиции великих музыкантов, Слонимский не случайно обращается к детской музыке. Используя необычные сочетания вокальных голосов и музыкальных инструментов, композитор вносит в детскую музыку элемент театральности, что усиливает интерес к ней юных музыкантов.. В статье Т.К. Тарновской «С.М. Слонимский ‒ автор музыки для детей и о детях» (Искусство и образование. – 2011. - № 5) анализируются сборники фортепианной музыки композитора «От 5 до 50».
Литературная грань творчества Сергея Слонимского, характеризующая его как пытливого музыковеда, блестящего рассказчика, острого публициста, доверительного собеседника полнокровно развивалась на протяжении пяти десятилетий. В статье Ирины Умновой «Литературное творчество композитора Сергея Слонимского» (Музыка и время – 2005. - № 3) рассматривается взаимосвязь между значимостью музыкального и литературно-критического наследия композитора. Результатом литературного творчества С. Слонимского являются более двухсот работ различных жанров. В их числе, представленные на выставке: раритетная монография «Симфонии Прокофьева» (Москва; Ленинград», 1964), современные книги петербургского издательства «Композитор»: Сергей Слонимский «Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе» ( 2000), «Заметки о композиторский школах Петербурга XX века» (2012), «О новаторстве Шопена» (2010), «Творческий облик Листа. Взгляд из XXI века» (2010).
Обширный раздел выставки представляет нотные издания сочинений С. Слонимского: оперные клавиры, симфонические партитуры.
Произведения для органа, арфы, фортепиано, скрипки, альта, виолончели, флейты, кларнета, гобоя, написанные как для концертирующих музыкантов, так и для детей и юношества.
Песни и романсы для голоса на стихи О. Мандельштама, С. Есенина, Б. Ахмадулиной, Ф. Тютчева, А. Кольцова, Н. Рубцова и других поэтов пополнят концертный репертуар вокалистов.
Прослушать произведения композитора в грамзаписи посетители библиотеки могут индивидуально в отделе искусств.
09.08.2022 | Просмотров: 365