Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века

Клуб «Художник» к 135-летию со дня рождения Марка Шагала

21 июля в дистанционном режиме прошла встреча клуба «Художник», посвященная знаменитому российскому и французскому живописцу, графику, сценографу и художнику-монументалисту Марку Захаровичу Шагалу (1887-1985).

Марк Шагал ̶ один из самых загадочных художников-авангардистов XX века, волнующих своими фантасмагоричными персонажами и мистическими красками.

Особенностью его творчества является непосредственная связь реального и ирреального, временного и вечного. Шагал «говорил» языком пластической формы и на картинах запечатлел не окружающий его мир, а образы, отождествляющие слово, человеческую мысль и чувства.

Основываясь на материалах издания Апчинской Н.В. «Марк Шагал: портрет художника» (Москва, 1995) и Каменского А.А. «Марк Шагал и Россия» (Москва,1988) ведущая рассказала о непростой судьбе и творческом становлении «российского француза с еврейскими корнями».

Будущему художнику была уготована профессия приказчика или же фотографа, но увлечение живописью и рано проявившийся необычайный талант побудили его погрузиться в мир искусства.

Его первый учитель – витебский художник Юдель Моисеевич Пэн, не столько обучил Шагала живописи, сколько вложил в его сознание идею, что живопись необходимо воспринимать как форму «возвышенного ремесла, вознаграждающего трудолюбие, скромность и упорство любого художника».

Уже в ранних работах Шагала заметно влияние французских постимпрессионистов: Гогена, Ван Гога и Сезанна. В дальнейшем же на его творчество повлияли фовизм, кубизм и футуризм.

Рассказ о творчестве расширили многочисленные альбомы репродукций. Особое внимание привлекает альбом «Шагал» (Москва, 1998) из серии «Белый город», в котором рассказывается про направления и стили, привлекавшие внимание художника, основные темы и разнообразие жанров в его творчестве.

Интересно, что в свободном нонкомформистском восприятии искусства, у Шагала особое место занимало религиозное чувство. Образ Христа появился в творчестве художника уже на ранних этапах. На картине «Голгофа» (1912) фигура Спасителя приобретает сходство со всеми страждущими, а в «Белом Распятии» (1938) он представлен как гармоничный и умиротворенный распятый мученик – образ, заимствованный из искусства Ренессанса.

Почувствовав ограниченность традиционной живописи, Шагал попробовал свои силы в керамике, живописи на стекле, мозаике. Его привлекали все виды изобразительного искусства и любые техники, с помощью которых он мог визуализировать живой и духовно насыщенный внутренний мир человека.

В 1920-е годы Марк Шагал увлекся графикой и книжной иллюстрацией, которая стала стимулом к новому творческому подъему. Художник создал ряд иллюстраций к книгам еврейских писателей и поэтов. В полной мере свой талант графика Шагал показал в иллюстрациях к «Мертвым душам» Гоголя и «Басням» Лафонтена. Подробно о графических работах художника изложено в издании Н. В. Апчинской «Марк Шагал: графика» (Москва, 1990).

Во всех своих работах Марк Шагал стремился передать идею свободы, братской общности и единства всего сущего. Особая роль в его философской концепции отводится многочисленным музыкальным образам. Художник создал множество театральных декораций, занавесов, панно, эскизов костюмов и масок к спектаклям «Алеко» на музыку Фортепианного трио Чайковского, балетам «Жар-птица» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля.

В одной из самых масштабных работ Марка Шагала – росписи плафона Парижской оперы по заказу самого Шарля де Голля, художник отдал дань уважения композиторам разных эпох, стилей и национальных школ: Моцарту, Глюку, Бетховену и многим другим. Он также уделил внимание и прославленным мифологическим и библейским музыкантам – Орфею, Давиду и Соломону, тем самым охватив всю историю музыки.

Среди многообразия тем в творчестве Шагала важное место также занимает тема любви. Многие его работы были посвящены верной жене и музе Белле Розенфельд. Самая известная среди них ̶ картина «Прогулка» (1918), на которой Шагал буквально показывает чувство влюбленности, легкости и невесомости, поразившее его прямо в сердце при встрече с возлюбленной.

Последние сорок лет жизни принесли художнику мировую славу, он осуществил мечту своей юности и снискал любовь публики и на Востоке, и на Западе.

Ещё при жизни художника, в Ницце был основан Музея библейской мудрости имени Марка Шагала, где были собраны монументальные мозаики, цикл из семнадцати полотен на сюжеты Ветхого завета, серия гуашей и другие многочисленные работы.

Ведущая также познакомила участников встречи с уникальным альбомом-каталогом «Шагал. Возвращение мастера» (Москва, 1988), составленном по материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения знаменитого художника.

Работы Шагала остаются новаторскими и на сегодняшний день. Его приемы и техники активно осваиваются современными отечественными и зарубежными мастерами, что свидетельствует об универсализме художника и всеохватности его творческой репрезентации.

Участники виртуальной встречи, рассматривая работы Шагала, отметили, что в его картинах есть и гротеск, и ирония, и мечта, и доброта, что в них нашла воплощение романтическая душа художника. Тем чувствам, которые переполняли его душу, он дал собственное направление, которое продолжает волновать современных зрителей и творцов.

21.07.2022 | Просмотров: 402

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей