Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Экранизация популярной оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена»

Видеолекторий

20 июля сотрудниками отдела искусств в дистанционном формате был проведён видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвящённый экранизации популярной оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена».

Жак Оффенбах — один из одареннейших композиторов XIX века, родоначальник, наряду с Эрве, опереточного жанра, классик французской оперетты. Французская оперетта была своеобразным зеркалом общественной жизни, отражавшем в себе пороки современного общества. Беспечный по характеру и насмешливый по тону – таким, в общих чертах, был этот жанр. Однако в руках крупного художника, каким был Жак Оффенбах, оперетта получила новые черты: текст насытился элементами сатиры и острой злободневностью, а музыка обрела важное драматургическое значение, проникаясь бытовыми интонациями городского фольклора. Таким образом, жанр, предназначенный для развлечения, приобрёл социальную остроту и обличительный характер.

В поисках нового сюжета для оперетты, Жак Оффенбах обратился к «Илиаде» Гомера. В «Прекрасной Елене» композитор язвительно пародировал богов и царей: так, мифологический певец Орфей предстал влюблённым учителем, целомудренная Эвредика – легкомысленной дамой, всесильные боги Олимпа – беспомощными и сластолюбивыми старцами. Зрители без труда узнавали в представленных образах своих современников. Однако, несмотря на лёгкий жанр и пародийность, музыка оперетты отличается особой глубиной, разнообразием ритмического рисунка и сложностью партий, для исполнения которых певцы должны были обладать особой виртуозностью. Яркие арии, развитые ансамблевые сцены, чередование музыкальных номеров и разговорных диалогов дают нам право говорить о том, что в оперетте, которую сам Жак Оффенбах позиционирует как опера-буфф, много общего с французской комической оперой.

Музыка щедра на мелодическое разнообразие и ритмическую изобретательность: любовная линия воплощена в пленительных лирических ариях и дуэтах, контрастирующих с пикантными сатирическими куплетами.

И.И.Соллертинский так описывал гений композитора: Оффенбах — «блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор... фокусник, музыкальный трансформатор, безукоризненно знающий требования и вкусы своей публики, но в то же время умеющий сохранить собственную творческую индивидуальность». Его музыка, ясная, простая и доступная, избегающая рафинированных сложностей, в то же время всегда оригинальна, свежа, остроумно оркестрована. Она отличается легкостью и изяществом, неистощимым мелодическим богатством. Главная роль в ней принадлежит ритму установившихся и модных жанров — марша, вальса, галопа, канкана и др.

Произведение настолько пришлось по вкусу широкой публике, что стало одной из самых ярких и почитаемых опер и оперетт, когда-либо написанных композитором.

За 150 лет весёлую и озорную оперетту ставили почти все музыкальные театры мира в разных странах – в различных редакциях переделывая первоначальный текст соответственно реалиям времени и страны, где готовится очередное представление: с точными сатирическими намеками и подтекстами; она неоднократно издавалась и записывалась на многих языках

Именно благодаря постановке «Прекрасной Елены» жанр оперетты утвердился на русской сцене. Она приобрела такую широкую популярность, что её мелодии можно было услышать даже в музыкальных шкатулках. Так, Чехов в августе 1883 года писал Лейкину: «...Кто-то завёл шкатулку, и я слышу «Елену Прекрасную»...».

Зрителям был предложен к просмотру фильм-оперетта 1986 года производства Лентелефильм. Замечательная игра узнаваемых актёров в синтезе с прекрасным вокалом советских исполнителей не оставит равнодушными любителей музыкального театра.

Фонд отдела искусств располагает многочисленными книгами и периодическими изданиями о музыкальном театре, выдающихся композиторах и исполнителях, коллекцией CD и DVD дисков, которые заинтересуют читателей.

21.07.2022 | Просмотров: 283

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей