Экранизация популярной оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена»
Видеолекторий
20 июля сотрудниками отдела искусств в дистанционном формате был проведён видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвящённый экранизации популярной оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена».
Жак Оффенбах — один из одареннейших композиторов XIX века, родоначальник, наряду с Эрве, опереточного жанра, классик французской оперетты. Французская оперетта была своеобразным зеркалом общественной жизни, отражавшем в себе пороки современного общества. Беспечный по характеру и насмешливый по тону – таким, в общих чертах, был этот жанр. Однако в руках крупного художника, каким был Жак Оффенбах, оперетта получила новые черты: текст насытился элементами сатиры и острой злободневностью, а музыка обрела важное драматургическое значение, проникаясь бытовыми интонациями городского фольклора. Таким образом, жанр, предназначенный для развлечения, приобрёл социальную остроту и обличительный характер.
В поисках нового сюжета для оперетты, Жак Оффенбах обратился к «Илиаде» Гомера. В «Прекрасной Елене» композитор язвительно пародировал богов и царей: так, мифологический певец Орфей предстал влюблённым учителем, целомудренная Эвредика – легкомысленной дамой, всесильные боги Олимпа – беспомощными и сластолюбивыми старцами. Зрители без труда узнавали в представленных образах своих современников. Однако, несмотря на лёгкий жанр и пародийность, музыка оперетты отличается особой глубиной, разнообразием ритмического рисунка и сложностью партий, для исполнения которых певцы должны были обладать особой виртуозностью. Яркие арии, развитые ансамблевые сцены, чередование музыкальных номеров и разговорных диалогов дают нам право говорить о том, что в оперетте, которую сам Жак Оффенбах позиционирует как опера-буфф, много общего с французской комической оперой.
Музыка щедра на мелодическое разнообразие и ритмическую изобретательность: любовная линия воплощена в пленительных лирических ариях и дуэтах, контрастирующих с пикантными сатирическими куплетами.
И.И.Соллертинский так описывал гений композитора: Оффенбах — «блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор... фокусник, музыкальный трансформатор, безукоризненно знающий требования и вкусы своей публики, но в то же время умеющий сохранить собственную творческую индивидуальность». Его музыка, ясная, простая и доступная, избегающая рафинированных сложностей, в то же время всегда оригинальна, свежа, остроумно оркестрована. Она отличается легкостью и изяществом, неистощимым мелодическим богатством. Главная роль в ней принадлежит ритму установившихся и модных жанров — марша, вальса, галопа, канкана и др.
Произведение настолько пришлось по вкусу широкой публике, что стало одной из самых ярких и почитаемых опер и оперетт, когда-либо написанных композитором.
За 150 лет весёлую и озорную оперетту ставили почти все музыкальные театры мира в разных странах – в различных редакциях переделывая первоначальный текст соответственно реалиям времени и страны, где готовится очередное представление: с точными сатирическими намеками и подтекстами; она неоднократно издавалась и записывалась на многих языках
Именно благодаря постановке «Прекрасной Елены» жанр оперетты утвердился на русской сцене. Она приобрела такую широкую популярность, что её мелодии можно было услышать даже в музыкальных шкатулках. Так, Чехов в августе 1883 года писал Лейкину: «...Кто-то завёл шкатулку, и я слышу «Елену Прекрасную»...».
Зрителям был предложен к просмотру фильм-оперетта 1986 года производства Лентелефильм. Замечательная игра узнаваемых актёров в синтезе с прекрасным вокалом советских исполнителей не оставит равнодушными любителей музыкального театра.
Фонд отдела искусств располагает многочисленными книгами и периодическими изданиями о музыкальном театре, выдающихся композиторах и исполнителях, коллекцией CD и DVD дисков, которые заинтересуют читателей.
21.07.2022 | Просмотров: 283