Знаменитые оперы и балеты Игоря Стравинского
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального искусства» к 140-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского
15 июня в видеолектории отдела искусств состоялась дистанционная программа, приуроченная к 140-летию со дня рождения русского композитора Игоря Стравинского.
Судьба Стравинского-композитора (1882–1971)— уникальна. Ярчайший русский художник начала века, он вырос в творца мирового масштаба и универсального значения. Ему была дарована судьбой долгая жизнь, и он сумел наполнить ее неиссякаемой творческой активностью, не покинувшей его до глубокой старости. В его творчестве отразились процессы развития современного искусства, в его музыке возникает множественность стилей. Многим не нравилось это свойство Стравинского, он заслужил у современников прозвище «человек с тысячью лиц», его называли хамелеоном и упрекали в изменах себе прежнему. Его обвиняли даже в суетной погоне за модой ‒ в то время как он сам эту «моду» создавал, открывая новые пути в мировой музыке.
Поразителен универсализм Стравинского. Более 40 лет он занимался интенсивной исполнительской деятельностью. Беспрецедентны масштабы его личных контактов с выдающимися людьми. Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов, В. Стасов, С. Дягилев, художники «Мира искусства» (Бенуа, Бакст, Головин), А. Матисс, П. Пикассо, Р. Роллан. Т. Манн, Ч. Чаплин, К. Дебюсси, М. Равель, А. Шёнберг, П. Хиндемит, Мануэль де Фалья, Г. Форе, Э. Сати, французские композиторы группы «Шести» — вот имена некоторых из них. Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран.
Стравинский, в отличие от Скрябина, Рахманинова и Прокофьева, не был композитором-вундеркиндом, хотя родился 17 июня 1882 года в музыкальной семье в Ораниенбауме. Игорь был третьим из четырех сыновей Федора Игнатьевича Стравинского, солиста Императорской оперы, выдающегося русского баса, прославившегося на сцене Мариинского театра. Его высоко ценили композиторы-современники, он был знаком с Мусоргским, Бородиным, Римским-Корсаковым, Достоевским. Федор Стравинский выделялся не только замечательным голосом, но и незаурядным драматическим талантом.
С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил, посвятив ему много лет спустя оперу «Мавра» (1922) и балет «Поцелуй феи» (1928). «Героем моего детства» называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его «самым правдивым» и утверждал, что в его собственных сочинениях есть влияния «Бориса Годунова». Дружеские отношения возникли с Римским-Корсаковым и Глазуновым.
Учить музыке Игоря начали в девятилетнем возрасте. Игорь получил обычное для его круга образование: окончил хорошую частную гимназию, поступил на юридический факультет университета, который закончил в 1905 году. Еще подростком он начал пропадать в театре, где пел его отец. Очень скоро Игорь стал человеком театра и остался им на всю жизнь. Попытки сочинительства были поначалу робки. Однако летом 1902 года Игорь Федорович все же решился показать свои сочинения Н.А. Римскому-Корсакову, который стал обучать его композиции. Римский Корсаков поощрял его труды, но предостерегал ученика от излишнего «модернизма».
Творческое развитие Стравинского до балета «Жар-птица» не обещало ничего необычного. Но все изменилось, когда он получил заказ от Дягилева, попал в атмосферу его круга и смог реализовать свои новаторские искания. Впоследствии на протяжении двух десятилетий почти все созданное гением Стравинского находило свое первое рождение в музыкальном театре Дягилева, назвавшего его своим «первым сыном».
В течение первых трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» в 1910 г., «Петрушка» в 1911-м и «Весна священная» в 1913 году.
В «Жар-птице» Стравинский предстал самобытным крупным талантом. Он был сразу признан самыми выдающимися музыкантами Парижа. Дебюсси горячо поздравлял его с успехом, Равель дружески сблизился с ним. Все это произошло как будто в одно мгновение. Но еще поразительнее взлет, который Стравинский совершил всего за два с половиной года, сочинив потрясшую художественный мир «Весну священную», а между ними – великолепного «Петрушку».
Любители музыкального театра познакомились с основными периодами творчества выдающегося композитора – «русским», крутым поворотом к неоклассицизму (30-40-х годов) и в дальнейшем (50-60- годы) погружение в музыку добаховской эпохи, обращение к библейским, культовым сюжетам и додекафонной технике сочинения.
Примечательно, что стиль Стравинского в ходе эволюции его творчества становится все более аскетичным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
Любители музыкального театра познакомились с историей создания триады знаменитых балетов «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна Священная», в которых Стравинский обратился к русскому фольклору. Эти произведения читатели смогут посмотреть в отделе в записи на DVD дисках индивидуально, а также познакомиться с многочисленными изданиями, освещающими удивительное творчество выдающегося русского композитора, а также прославленных живописцев, хореографов, артистов балета, музыкантов его окружения.
18.06.2022 | Просмотров: 311