Судьба поэта
Выставка документов
к 145-летию со дня рождения поэта М.А. Волошина
28 мая в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открылась выставка документов, посвященная 145-летию со дня рождения поэта М.А. Волошина.
Максимилиан Александрович Волошин – русский художник-пейзажист, литературный критик, переводчик и поэт. Родился в Киеве, часть своего детства и всю взрослую жизнь провел в Коктебеле, он посвятил любимым местам на полуострове свое творчество.
Главным творением М. Волошина стал коктебельский дом поэта, построенный им в 1903 году на берегу Черного моря. По его инициативе в этом доме был устроен бесплатный Дом отдыха для творческой интеллигенции: писателей, художников и ученых.
На выставке документов представлены сборники стихов поэта, его дневники, письма к друзьям и родным, а также статьи из периодических изданий.
В книгу М. Волошина «Коктебельские берега» (Симферополь, 1990) вошли циклы «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки», в которых поэт обратился к библейским образам, а также к славянской, египетской и греческой мифологии. Цикл «Киммерийские сумерки» состоит из 14 стихотворений, написанных в форме сонетов. Все стихотворения имеют одну основную тему: пейзаж Киммерии. Поэт размышляет о прошлом, судьбе и участи родного края.
Самыми значимыми произведениями М. Волошина стали венки сонетов «Лунария» и «Звездная корона», вошедшие в книгу «И средоточье всех путей» (Москва, 1980), которые состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати, образуя венок.
Октябрьскую революцию М. Волошин принимает как историческую неизбежность. Революции и Гражданской войне посвящены стихотворения поэта, вошедшие в книгу «Пути России» (Москва, 1992), главным героем которых становится Родина-мать, российская Богоматерь, свирепая и неприкаянная Русь.
Сегодня без М. Волошина не обходится упоминание о Серебряном веке, печатаются его поэтические сборники и тома прозы, публикуются акварели и воспоминания.
Впечатлений о незаурядной личности поэта и художника оставлено множество.
В статье И. Левичева «К истории «ссоры» Максимилиана Волошина и Ильи Эренбурга в 1920 году» раскрывается суть конфликта двух творческих людей, который случился в Коктебеле летом 1920 года. Автор статьи представляет ряд писем из фонда дома-музея Волошина, находящегося в Коктебеле. Документ под названием «Переписка с Эренбургом» во многом объясняет, в чем заключалось разногласие, которое произошло в Доме Поэта между Волошиным и Эренбургом (Вопросы литературы. – 2011. – № 6. – С. 398 – 406).
В начале ХХ века Дом-музей Максимилиана Волошина в Крыму гостеприимно принимал многих поэтов и писателей. Была здесь и Марина Цветаева.
В журнале «Цитата» напечатаны отрывки из воспоминаний Марины Цветаевой под названием «Макс Коктебеля», где раскрываются интересные факты и эпизоды из жизни известного поэта и художника (Цитата. – 2006. – № 3. – С. 12–17).
В статье Н.Ю. Грякалова «Война на Востоке и кризис европейских ценностей» анализируется важный литературоведческий вопрос: влияние поражения Отечества в русско-японской войне 1904–1905 годов на творчество Максимилиана Волошина. Ляоян, Шахэ, Мукдэн, Цусима – эти далекие географические названия болью отчаяния отразились и в душе, и в исторической памяти нашего народа (Русская литература. – 2004. – № 3. – С. 29–39).
Творчество Максимилиана Волошина – это уникальное явление. Он объединил в себе художника, поэта, философа, публициста, переводчика и литературного критика.
Приглашаем всех, интересующихся творчеством Максимилиана Волошина, посетить выставку документов, которая будет действовать до 5 июня.
30.05.2022 | Просмотров: 314