В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом
Выставка документов к 145-летию со дня рождения Максимилиана Волошина
16 мая в отделе искусств открылась выставка документов «В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом», посвященная 145-летию со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877–1932), русского поэта, художника, литературного критика. Универсальность его творческой деятельности, широкая эрудиция поражали даже самых образованных и таких различных его современников, как В. Брюсов, Н. Рерих, А. Бенуа, А. Луначарский. Пониманию творческого наследия Максимилиана Волошина на протяжении десятилетий мешали люди, которые старались наклеить на него различные ярлыки: символиста, пацифиста, сторонника модерна и распада, космополита, писавшего русские стихи так, будто это французские стихи, и многие другие. С большим опозданием, но очень естественно входит Волошин в духовную жизнь наших современников, а представленные издания позволят новому поколению читателей узнать, как жил и работал, как искал и мыслил мастер, еще при жизни ставший легендой.
Сборник «Воспоминания о Максимилиане Волошине» (Москва, 1990) ‒ это коллективный портрет, созданный людьми разного возраста, характера, темперамента. Каждый из них в разное время и в меру сил писал свои воспоминания, исходя из личного опыта и относясь к предмету описания с восторгом или отрицанием. В этой книге читатель найдет воспоминания, принадлежащие перу писателей (Андрей Белый, Иван Бунин, Викентий Вересаев, Марина Цветаева, Илья Эренбург, Корней Чуковский и др.), художников (Елена Кругликова, Александр Бенуа, Маргарита Сабашникова, Анна Остроумова-Лебедева), искусствоведов, друзей поэта разных лет. Жизнь Волошина дается в движении, во времени, вписывается в него. Следы его впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры XX века: в поэзию, искусство перевода, прозу, живопись, искусствоведение, философию. Книга, в которую также включены три автобиографических очерка, знакомит с важнейшими вехами его биографии.
Уроженец Киева Волошин провел раннее детство в Таганроге и Севастополе. Еще в ранние годы всем его существом овладел интерес к поэзии, а также к стихотворчеству, рисованию и особенно к актерству. Окончил феодосийскую гимназию, сохранив на всю жизнь нежность и благодарность к этому городу, здесь же напечатал первое свое стихотворение. Бунтарские порывы юности, которые привели к исключению студента юридического факультета из Московского университета «за агитацию», сменяются страстью к путешествиям по европейским странам, по Средней Азии. Максимилиан Волошин предстает перед нами убежденным скитальцем, познающим мир. С рюкзаком он прошел Италию, Швейцарию, Австрию, Францию, Германию, Испанию, Грецию. Он преодолевал пространство и время, жадно познавая народы и их культуры.
«1900 год – стык двух столетий – был годом моего духовного рождения», – пишет Волошин в своей автобиографии. Природная общительность и темперамент помогали Волошину. В Париже он знакомится с крупнейшими поэтами современности – «парнасцами», с французскими писателями А. Франсом, Р. Ролланом, с великими живописцами Пабло Пикассо и Диего Риверой. Здесь, пропитавшись атмосферой города, его особым ароматом, красотой будничности, русский поэт создает парижский цикл. Строки «В дождь Париж расцветает, Точно серая роза…» мог создать только художник, приобщенный к новейшему течению искусства ‒ импрессионизму. Не рассудок, а непосредственное впечатление от увиденного диктует зримый образ. Художник видит, а поэт воплощает его видение в слове, причем художник и поэт – одно лицо. Стихи из циклов «Париж», «Руанский собор», «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна», а также главы из книги «Суриков» публикуются в книге Максимилиана Волошина «Дом поэта» (Ленинград, 1991).
Именно живописной изобразительностью, предметностью стиля он выделялся из среды поэтов-символистов. Однако, став вроде бы утонченным европейцем, он в тревожное время драматических социальных потрясений начала века предощутил грядущую трагедию своего народа, написав «Уж занавес дрожит перед началом драмы…». Все чаще Волошин посещает давно уже ставший родным Коктебель, в котором проведет большую часть своей жизни, напишет свои знаменитые акварели и создаст лучшие в мировой поэзии стихотворения о пейзаже восточного Крыма. В сборник «Максимилиан Волошин. Коктебельские берега» (Симферополь, 1990) вошла избранная лирика поэта, стихотворения, посвященные видным деятелям русской культуры начала XX века, статьи, редкие фотографии, цветные репродукции акварелей художника.
Много и увлеченно скитавшийся по миру Волошин в оседлости своей проявил такую же увлеченность. Он выбрал место и построил дом, удобный для жизни и работы, создал неповторимый мир, исполненный любви и братства людей искусства. В 1913 году писатель пристраивает мастерскую с квадратной «вышкой». Этот дом сразу становится центром коктебельского пейзажа и местом рождения Максимилиана Волошина-художника. И с этого времени он начинает свою тему в живописи – тему киммерийского пейзажа. Коктебель и его окрестности предстают в этих пейзажах пустынной, еще не заселенной людьми землей. Море, скалы, деревья, облака…
Сборник материалов «Максимилиан Волошин ‒ художник» (Москва, 1976) посвящен его увлечению изобразительным искусством, художественным интересам и вкусам, становлению профессионального мастерства. «Стихотворение ‒ говорящая картина. Картина ‒ немое стихотворение», – гласит древнее японское изречение. Сам поэт говорил, что его стихи о природе утекли в его акварели и живут в них, как морской прибой с приливами и отливами. Волошин в совершенстве овладел этой техникой. Красота силуэта, плавность и гармония линий, тонкие цветовые сочетания создают своеобразный живописный строй его работ, словно вобравших в себя все краски суровой Киммерии. Большую часть акварелей, по примеру любимых им классиков японской гравюры Утамаро и Хокусая, Волошин сопровождает стихотворными надписями, своеобразным поэтическим комментарием, рождавшимся одновременно с образами его пейзажей.
«Чтобы понять поэта, надо отправиться в страну поэта», – эти слова Гете как нельзя лучше применимы к Максимилиану Волошину. Такой страной для Волошина был Крым. Альбом З. Давыдова и В. Купченко «Крым Максимилиана Волошина» (Киев, 1994) включает более пятисот снимков, среди которых впервые публикуемые фотографии Крыма конца XIX ‒ начала XX столетия, а также фотографии, запечатлевшие самого Волошина и многочисленных гостей коктебельского Дома поэта.
До сих пор Максимилиан Волошин остается «неразгаданным сфинксом» Серебряного века. Блестящий поэт, художник, человек разносторонних увлечений, «внепартийной» доброты, миротворец белых и красных по сей день вызывает живой интерес и споры, разрешить которые поможет книга Сергея Пинаева «Максимилиан Волошин, или Себя забывший бог» (Москва, 2005) из серии «ЖЗЛ» ‒ первое объемное жизнеописание поэта, включающее и всесторонний анализ его лучших творений.
Выставка продлится до 31 мая.
16.05.2022 | Просмотров: 291