Костюмированный фильм-биография Франко Дзеффирелли «Молодой Тосканини»
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра» к 155-летию со дня рождения Артуро Тосканини
23 марта состоялся дистанционный видеолекторий, посвященный 155-летию со дня рождения Артуро Тосканини (1867–1957), итальянского и американского дирижера. Сотрудники отдела искусств подготовили для любителей музыкального театра, подключившихся по скайпу, рассказ о жизни и творчестве великого итальянского дирижера и о счастливом случае в его жизни, предопределившем дальнейшую судьбу одаренного юноши.
Когда Тосканини окончил консерваторию, где его знания, музыкальную эрудицию, культуру и вкус оценили по достоинству, импресарио Клаудио Росси предложил ему вступить в труппу, собранную для гастролей в Южной Америке. По контракту молодому музыканту предстояло занять пульт второго виолончелиста, а также выполнять обязанности помощника хормейстера и репетитора.
Уже больше года он работал в оперных театрах Рио-де -Жанейро и Сан-Паулу, крупнейших театрах Бразилии, изучил весь репертуара театров, досконально оркестровые и вокальные партии.
25 июня 1886 года из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини по просьбе своих итальянских коллег пришлось встать за дирижерский пульт и продирижировать «Аидой» Джузеппе Верди.
Тосканини вспоминал потом, что дирижировал как во сне: он все понимал, все видел, но действовал так, будто это не он, а кто-то другой, сидящий внутри него двигал руками. О партитуре, которая лежала перед ним, он совершенно забыл. Тот, другой, что жил в нем, знал каждую ноту наизусть.
Сезон был спасен, потому, что непосредственные и восторженные жители Рио-де-Жанейро преисполнились самой страстной любовью к Тосканини. Все восхищались этим невысоким молодым человеком (почти мальчиком) – ростом 160 сантиметров, хрупкого сложения. Но его отличал пристальный, властный, почти наполеоновский взгляд серо-голубых глаз под густыми бровями и острый, иронический ум.
Этот подлинный эпизод из жизни Тосканини лег в основу сюжета фильма «Молодой Тосканини», снятого великим режиссером, одним из лучших интерпретаторов Верди на оперных подмостках – Франко Дзеффирелли.
Кинорежиссера привлекал тот факт, что юный Тосканини застал Верди в период его работы над «Фальстафом» и в ХХ веке стал главным популяризатором этого последнего шедевра Верди, как и многих других его незаслуженно забытых опер.
В 80-годы режиссер осуществляет насколько успешных экранизаций опер. Его творения сразу можно узнать по огромному актерскому составу и роскошным костюмам, продемонстрированным, в частности, в «Богеме» Пуччини (1981). Но самой приятной и органичной постановкой для Дзеффирелли была «Травиата» (1982) – фильм-опера с Терезой Стратас и Пласидо Доминго, а также «Отелло» (1986), где Пласидо Доминго кажется самым настоящим Мавром.
Молодой Тосканини волновал Дзеффирелли как один из главных революционеров в оперном театре, настойчиво боровшийся с неуважением и диктатом публики, равнодушием музыкантов оркестра, выходами певцов на «бис» во время действия, исполнением ими бессмысленных вокальных украшений.
На роль юного Тосканини кинорежиссер выбирает впоследствии очень известного американского актера Томаса Хауэлла. В роли примадонны Надины, с которой Тосканини репетирует партию Аиды, – звезда Голливуда Элизабет Тейлор (с голосом Эйприл Майлло), в роли Радамеса – легендарный тенор Карло Бергонци (со своим же голосом с давней записи).
«Молодой Тосканини» почти не шел на больших экранах.
Жюри и критики Венецианского кинофестиваля 1988 года сочли сюжет слишком карамельным и невыразительным, однако, снятая большим мастером, картина вызывает несомненный интерес любителей искусства.
23.03.2022 | Просмотров: 353