Ученик и продолжатель линии Шостаковича в советской музыке
Выставка документов к 100-летию со дня рождения Г.Г. Галынина, российского композитора
22 марта в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная 100-летию со дня рождения российского композитора Германа Германовича Галынина (1922−1966).
Герман Галынин − композитор-самородок, чей талант и личность вызывали живой интерес, никого не оставляя равнодушным. Его яркое и самобытное творчество сформировалось на основе народной музыки, русской и советской классики, а также под влиянием особенностей стиля главного учителя и вдохновителя Дмитрия Шостаковича.
Представленные на выставке издания отражают важные моменты жизни и особенности творчества одного из самобытных композиторов XX века.
Жизненный и творческий путь Германа Галынина был коротким, но ярким. Основные сведения о биографии композитора освещает издание «Музыкальная энциклопедия. Т.1.» (Москва, 1973).
Рано оставшись без родителей, будущий композитор рос в детском доме. Примечательно, что исключительная музыкальная одаренность мальчика проявилась в подростковом возрасте благодаря хорошо организованному художественному образованию в учреждении.
В 1938 году Герман Галынин стал студентом музыкального училища при Московской консерватории. Его темпераментная и неповторимая игра на фортепиано поражала преподавателей и слушателей. В 1941 году поступил в Московскую консерваторию, однако началась война, и Галынин ушел на фронт добровольцем. Известно, что в рядах Красной Армии он не оставлял творчество, занимался художественной самодеятельностью. Возобновить занятия в консерватории удалось только в 1944 году. События из истории консерватории, ее знаменитых преподавателях и воспитанниках описаны в сборнике статей «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем» (Москва, 2018).
Среди русских композиторов ему особенно было близко творчество Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича и Мясковского. Последние были учителями Германа Германовича в консерватории и оказали непосредственное влияние на его творчество. На выставке представлены книги, посвященные выдающимся композиторам: альбом «М.П. Мусоргский» (Москва, 1989), книга С. Морозова «Прокофьев» (Москва, 1967) из серии «Жизнь замечательных людей», а также издание Гулинской З.К. «Николай Яковлевич Мясковский» (Москва, 1981) и Роузберри Э. «Шостакович» (Челябинск, 1999).
Шостакович писал, что Галынин поразил его своим ярким композиторским дарованием и великолепным владением фортепиано, а его сочинения привлекают большим мелодическим богатством и глубокой содержательностью. Примечательно, что большая часть его произведений написана для фортепиано.
В сборнике статей «Герман Галынин» (Москва, 1979) представлен анализ произведений композитора, рассматриваются проблемы его творческого метода, также издание содержит воспоминания и высказывания друзей и выдающихся деятелей о Германе Галынине.
В статье Ирины Степановой «Не совсем «Эпическая поэма» о Германе Галынине» (Музыкальная академия. − 2003. − №4) рассказывается о его незаурядном таланте и глубинном содержании произведений «кумира композиторской молодежи 40-х годов».
Самыми плодотворными и благоприятными в творчестве композитора были 1945−1950 годы. В этот период он написал следующие произведения: Сюита для фортепиано (1945), Первый концерт для фортепиано с оркестром (1946), Струнный квартет № 1 (1947), Фортепианное трио (1949), Сюита для струнного оркестра (1949), оратория «Девушка и смерть» (1950) по мотивам одноименной поэмы М. Горького.
К вершинам творчества Галынина относят «Эпическую поэму» для симфонического оркестра. В книге музыковеда Р. Берберова «"Эпическая поэма" Германа Галынина. Эстетико-аналитические размышления» (Москва, 1989) и издании Никитина Л.Д. «Советская музыка. История и современность» (Москва, 1991) исследуются особенности использования подлинно русских народных тем и древнерусских интонаций в произведении, а также развитие и конструктивное оформления симфонической поэмы.
За «Эпическую поэму» Герману Галынину была присуждена Государственная премия.
Однако творчество композитора подвергалось и критике музыкального сообщества, в большей мере преподавателей консерватории. В издании Власовой Е.С. «1948 год в советской музыке. Документированное исследование» (Москва, 2010) рассказывается о негодовании в профессорских кругах московской консерватории и обвинении Галынина-студента в космополитизме за интерес к испанским темам и написание музыки к театральному спектаклю по произведению Сервантеса и Дж. Флетчера.
На выставке также представлены нотные издания произведений композитора: «Фортепианные пьесы» (Москва, 2005), «Сонатная триада: для фортепиано» (Москва, 2006), «Концерт №1» (Москва, 1985), оратория «Девушка и смерть» (Москва, 1966), «Пьесы для фортепиано» (Москва, 1974). А также «Второй концерт: для фортепиано с оркестром. Партитура» (Москва, 1983) последнее произведение Германа Галынина, написанное в период 19641965 гг.
Несмотря на немногочисленное творческое наследие, произведения композитора входят в золотой фонд советской музыки.
22.03.2022 | Просмотров: 315