Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Один из величайших композиторов всех времен

Выставка документов к 290-летию со дня рождения Франца Йозефа Гайдна, австрийского композитора

24 марта в отделе искусств открылась выставка документов «Один из величайших композиторов всех времен», посвященная 290-летию со дня рождения Франца Йозефа Гайдна (1732–1809), австрийского композитора.

Представленные на выставке издания раскрывают интересные факты из жизни и творчества яркого представителя венской классической школы.

Йозеф Гайдн – один из крупнейших и самых великолепных композиторов XVIII века. Он создал более 1000 произведений в различных жанрах и формах, которые стали вершиной музыкального искусства.

Книга Кремлева Ю. «Йозеф Гайдн» (Москва, 1972) и издание «Сто великих композиторов» (Москва, 2008) знакомят с основными фактами жизненного пути и творческой биографии композитора.

Одним из ярких эпизодов в жизни и творчестве Гайдна было знакомство с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Гайдн считал Моцарта величайшим из композиторов. Он часто говорил о влиянии инструментальной и оперной музыки Моцарта на свое творчество. История их дружбы и творческих отношений представлена в книге Баттерворта Н. «Гайдн» (Челябинск, 1999) из серии «Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов». Книга богато иллюстрирована картинами и гравюрами XVIII – XIX веков.

Особый интерес представляет издание Стендаля «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини» (Москва, 1988). Книга выдающегося французского писателя состоит из писем, которые он писал друзьям, и посвящена великим композиторам-классикам. Стендаль восхищался Гайдном, который представлял для него «все виды инструментальной музыки». Письма освещают биографию и творчество знаменитого композитора, отображают отношение к его музыке современников Стендаля.

История жизни Йозефа Гайдна, наполненная упорством и трудом, стремлением к знаниям и достижению поставленных целей, стала примером для подрастающего поколения. Написанные на основе документов и писем, мемуаров, гравюр и картин XVIII века книги для юных читателей Поповой Т. «Гайдн» (Москва, 1967) и Дилакторской Н. «Повесть о Гайдне» (Ленинград, 1961) не только знакомят детей с миром музыки и самым выдающимся его представителем, но и являются источником вдохновения и мотивации.

В издании Новака Л. «Йозеф Гайдн» (Москва, 1973) дана характеристика и краткий анализ произведений Гайдна неотрывно от событий его жизни. Особое внимание уделено оперным и вокальным камерным произведениям. Примечательно, что за исключением оперы «Орфей и Эвридика», остальные 23 оперы были предназначены для домашнего театра и театра марионеток при дворце князя Эстерхази, у которого он был на службе долгих 30 лет.

Мировое признание Гайдну принесли концерты в Лондоне в 1790-х годах. Здесь же им были написаны его последние 12 симфоний, которые принято называть «Лондонскими». Всего Гайдн создал 104 симфонии. Именно они утвердили зрелость венского классического симфонизма и остались вершинными явлениями в истории симфонической музыки.

В издании Тирдатова В.В. «Эволюция музыкальных форм в симфониях Гайдна» (Москва, 2018) представлен анализ симфонических циклов композитора, отражающих эволюцию его стиля. В них прослеживаются народно-танцевальные образы, которым сопутствует суровый драматизм и праздничная монументальная героика.

Краткий анализ симфонического творчества, фортепианных сонат и ораторий также изложен в учебном пособии Шорниковой М. «Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки: второй год обучения» (Ростов н/Дону, 2018)

Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты».

Исполнение произведений Гайдна ставит перед всеми ряд проблем как общих, касающихся мировоззрения композитора, специфики образного содержания и стиля интерпретации его музыки, так и конкретных, принадлежащих к области исполнительской технологии. Сборник «Как исполнять Гайдна» (Москва, 2009) посвящен клавирному творчеству композитора. Издание содержит статьи крупнейших пианистов и педагогов XX столетия, освещающие проблематику стиля и интерпретации произведений Гайдна.

Профессиональным музыкантам и любителям предлагаем также познакомиться с нотными изданиями произведений Франца Йогана Гайдна, грампластинками и CD-дисками с записями знаменитых произведений композитора.

21.03.2022 | Просмотров: 305

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей