Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Герои народных кукольных театров

Выставка документов к Международному дню театра кукол или Дню кукольника

14 марта в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная народным кукольным героям и приуроченная к Международному дню театра кукол, который ежегодно отмечают 21 марта.

На выставке представлены издания, освещающие историю развития кукольного театра в России и за рубежом, а также отражающие опыт выдающихся кукольников.

Первое упоминание о кукольном искусстве относится к IV веку да нашей эры и связано с религиозными празднествами. Прошло время, и кукла утратила свое сакральное значение. Кукольный театр стал рассматриваться не только как средство развлечения, теперь он формирует мировоззрение людей, развивает духовное и творческое начало, сохраняет народную мудрость.

О происхождении театра кукол и его особенностях, об отличии традиционного и профессионального театра, а также о самых распространенных видах кукол рассказывает книга советского театроведа Смирновой Н.И. «И…оживают куклы» (Москва, 1982) и издание Иванцовой Л., Коржовой О. «Мир кукольного театра» (Ростов-на-Дону, 2003).

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и систем их управления. Так, например, существуют тростевые, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки, ростовые куклы и многие другие.

Издание Смирновой Н.И. «Советский театр кукол» (Москва, 1963) рассказывает о появлении кукольного театра в России, его становлении и исторических особенностях. Примечательно, что русский театр кукол – это явление глубоко народное, национальное, тесно связанное со всем поэтическим и художественно-декоративным творчеством народа. Его истоки – в обрядовых действах и празднествах, имеющих глубокие и давние традиции.

С видами народных кукольных представлений и форм кукольного театра России, Западной Европы и Северной Америки знакомит книга Соломоник И.Н. «Куклы выходят на сцену» (Москва, 1993) и издание «Театр кукол зарубежных стран» (Ленинград, 1959).

Многие театры кукол объединяет один непобедимый герой, который своими шутками и действиями воплощает народный юмор, его волю и веру. В Италии это Пунчинелло, в Англии – Понч, в Турции – Карапет, у нас – Петрушка.

Примечательно, что искусство кукольного театра нашло отражение в творчестве многих выдающихся писателей: Шекспира, Гете, Гейне, Сервантеса и других. А многие произведения классической драматургии первоначально ставились на кукольной сцене.

Одним из самых древних видов кукольного театра является театр теней, или «театр плоских изображений». Сценой служит натянутый экран из бумаги или ткани, действующие лица – плоские фигурки из кожи, картона или пластика, укрепленные на палочках.

Книга Ширман Н.Т. «Силуэт на экране» (Киев, 1989) окунает в мир интересной и такой разнообразной многовековой истории театра теней. В давние времена такие народные театры формировали мировоззрение и влияли на воспитание людей. В этом издании также представлена информация о создании силуэтных диафильмов и мультипликационных кинолент.

В монографии Соломоник И.Н. «Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра плоских изображений» (Москва, 1983) автор особое внимание уделяет системе выразительных средств кукольного спектакля теневых театров Индии, Индонезии, Тайланда, Китая и других восточных стран. Примечательно, что в кукольных традициях Азии не существует собственного репертуара, одни и те же пьесы исполняются в разных видах кукольного и обычного театра.

Продолжение монографии Соломоник И.Н.  «Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра объемных форм» (Москва, 1992) рассматривает выразительные средства представлений и проблемы репертуара театров объемных кукол.

Среди персонажей теневых театров особое внимание привлекает Карагиозис – главный герой театра теней в греческой культуре. Это шут и простак, который руководствуется только своими потребностями, благодаря чему в спектаклях освещается тема ценностей и добродетели. Об истории и особенностях греческого теневого театра рассказывает книга Тресоруковой И.В. «Карагиозис – греческий Петрушка. Современный греческий театр теней: истоки, персонажи, сюжеты, язык» (Москва, 2016).

Издание Смирновой Н.И. «10 очерков о театре «Цэндэрикэ» (Москва, 1979) представляет историю становления Центрального театра кукол Румынии, его ярких персонажей и спектаклей. Интересно, что театр назван именем популярного героя многих постановок  сказочного озорного мальчишки Цэндэрикэ.

В репертуаре румынского театра прослеживается тесная связь с прошлым народа, его традициями и культурой. Его персонажи наделены бытовыми, социально-психологическими и нравственно-этическими характеристиками.

На выставке также представлены издания, отражающие опыт советских мастеров кукольного театра.

Сборник научных трудов «В профессиональной школе кукольника» (Ленинград, 1979) посвящен вопросам развития театра кукол и подготовки специалистов в этой области в период 60-80-х годов прошлого столетия.

В книге замечательного советского кукольника Евгения Сергеевича Деммени «Призвание – кукольник» (Ленинград, 1986) изложены новаторские на то время взгляды на драматургию, режиссуру и актерское мастерство, а также педагогическая направленность кукольного театра. Евгений Деммени является создателем «Театра Петрушки», который впоследствии получил наименование Ленинградский государственный театр кукол (ныне – Театр марионеток имени Е.С. Деммени).

Издание Михаила Михайловича Королева «Искусство театра кукол. Режиссер в театре кукол. Статьи и выступления» (Санкт-Петербург, 2015) содержит его теоретические положения как педагога и театроведа и практические методы работы как режиссера театра кукол. Благодаря новаторским взглядам и идеям Королева Большой театр кукол в Санкт-Петербурге стал известен за пределами страны.

Автор книги «Записки петрушечника и статьи о театре кукол» (Ленинград, 1980) Нина Яковлевна Симонович-Ефимова является одним из первых энтузиастов кукольного театра в России. Издание содержит ее работы по различным вопросам теории и практики театра кукол, отражает первые этапы становления советского кукольного театра.

Говоря о мастерах кукольного дела нельзя не сказать о Сергее Владимировиче Образцове – знаменитом кукольнике-новаторе, руководителе Государственного академического центрального театра кукол (ГАЦТК), который стал родоначальником нового искусства театра кукол, оказав большое влияние на прогрессивных кукольников мира. На выставке представлена автобиография «Моя профессия» (Москва, 1981), в которой представлен жизненный и профессиональный путь, особенности профессии актера-кукольника и режиссерского метода.

Творчеству театрального коллектива ГАЦТК посвящена книга Смирновой Н.И. «Театр Сергея Образцова» (Москва, 1971), в которой анализируется работа актеров, режиссеров, художников театра, а также наиболее яркие спектакли.

14.03.2022 | Просмотров: 245

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей