Актер необыкновенной харизмы и энергетики
Выставка документов к 100-летию со дня рождения Е.С. Матвеева
2 марта в отделе искусств открылась выставка документов «Актер необыкновенной харизмы и энергетики», посвященная 100-летию со дня рождения Евгения Семеновича Матвеева, советского и российского актёра, кинорежиссёра, сценариста, педагога.
Евгений Матвеев воплотил на экране образ подлинно русского человека: сильного, размашистого, порой безоглядного, душевность которого всегда берет верх над рассудочностью. Поэтому-то миллионам кинозрителей полюбились его Макар Нагульнов из «Поднятой целины» и Захар из «Любви земной».
Представленные на выставке издания освещают интересные факты биографии и творческого пути талантливого актера, его самые знаменитые роли в кино, а также издания об известных актрисах, с которыми Е. Матвеев пересекался как в личной жизни, так и на сцене.
Открывает книжную экспозицию книга Е. Матвеева «Судьба по-русски» (Москва, 2000), где в заглавии своих воспоминаний знаменитый актер и кинорежиссер, народный артист СССР Евгений Семенович Матвеев соединил название двух его известных фильмов. Это символично, ибо и судьба, и любовь, и помыслы, и чувства Евгения Семеновича неотделимы от России.
Ее он защищал в годы Великой Отечественной войны, ей посвятил свою жизнь, ей служит его искусство.
Любовь к России, к Родине – это и есть судьба Евгения Матвеева. И другой судьбы он себе не желал.
Знакомство с Е. Матвеевым и его творческой судьбой продолжает книга К. Исаева «Е. Матвеев» (Москва, 1980), в которой судьба актера представлена как живая легенда, какую ни придумать, ни сочинить. В книге описывается весь жизненный путь Е.С. Матвеева, его становление как творческой личности.
Детство и юность известного актера были совсем нелегкими: мама воспитывала его сама и всеми силами пыталась дать сыну лучшее из того, что было.
С девяти лет начал он трудиться: выполнял подсобные работы в поле, торговал арбузами на дороге. На вырученные деньги купил балалайку и исполнял на ней частушки собственного сочинения. Две из них впоследствии вошли в картину «Любовь земная».
Чтобы дать сыну хорошее образование, мать переехала в районный город Цюрупинск и устроилась уборщицей в местную школу. Там Матвеев впервые увидел любительский спектакль и начал заниматься в кружке самодеятельности. В девятом классе, узнав о наборе в студию Херсонского городского театра, с согласия матери оставил школу и поступил в театр, где участвовал в массовых сценах, играл небольшие роли.
В 1940 году в Херсон с гастролями приехал Николай Черкасов. По совету актера, побывавшего на спектакле, где играл Евгений, он поступил на курсы знаменитого режиссера Александра Довженко.
Старт был нелегким, так как в 1940 году Е. Матвеева хотели отчислить с курса, но А. Довженко лично оплатил его обучение. О трудностях в начале творческого пути и стремительном взлете карьеры в театре и кинематографе вы узнаете из статьи Евгения Матвеева «Для меня женщина – это святое» (Gala Биография. – 2010. – № 10). Актер рассказывает о детстве, юности, роли в его жизни матери и своем отношении к женщинам.
В 1967 году Матвеев дебютировал в кино в качестве режиссёра с фильмом «Цыган» по мотивам романа Анатолия Калинина.
Роль секретаря партийной ячейки Макара Нагульнова стала одной из лучших в творчестве выдающегося актёра.
В 1963 году Евгений Матвеев сыграл в мелодраме «Родная кровь» в дуэте с актрисой Вией Артмане. Между персонажами начинается роман, который заканчивается неожиданной развязкой. Картина имела огромный успех и была удостоена нескольких наград на кинофестивалях, а Вия Артмане стала актрисой года по опросу журнала «Советский экран». Статья Иона Шкуря «Родная кровь» (Советский экран. – 1964. – № 1), посвященная трогательной истории, показанной в фильме, помогает зрителю прочувствовать человеческие качества советских людей.
В сборнике «Актеры советского кино. Вып. 5» (Москва, 1969) творчеству Евгения Матвеева посвящен целый раздел с подробным анализом актерских ролей, сыгранных им в кинофильмах.
Серия сборников «Экран» (Москва, 1975–1976, 1977–1978, 1980–1981) содержит статьи, рецензии, творческие портреты, интервью, из которых складывается картина кинематографического года. В каждом из этих сборников содержится статья, посвященная фильмам и ролям Е. Матвеева, вышедшим на экран в определенный период времени.
Особую главу жизни Е. Матвеева занимают взаимоотношения с женщинами, коллегами по кинематографу и его музам, и вдохновительницам. На выставке представлены книги, посвященные творчеству известных киноактрис, которые сыграли не последнюю роль в судьбе Е. Матвеева. Это книги А.А. Чичановского «Валерия Заклунная – актриса и политик. Портрет-хроника с отступлениями и комментариями» (Москва, 2002), Л.В. Калгатина «Ольга Остроумова» (Москва, 1985), А. Локтева «Зинаида Кириенко» (Москва, 1986).
В 1974 году вышла знаменитая кинокартина «Любовь земная», где Матвеев снова оказался режиссёром-постановщиком и исполнителем главной роли Захара Дерюгина – немолодого уже председателя колхоза, семейного человека и отца четырёх сыновей, который неожиданно влюбляется в молодую односельчанку Маню Поливанову (её роль исполнила Ольга Остроумова).
Через три года вышло долгожданное продолжение этого фильма – мелодрама «Судьба», где Захар Дерюгин, герой Матвеева, попадает в плен во время Великой Отечественной войны. Позже герой сбегает из плена, оказывается в рядах партизан и спасает собственное село от немецких оккупантов.
В 1990-е годы Евгений Матвеев выпустил на экраны знаменитую трилогию «Любить по-русски», где исполнил и главную роль.
Все советские актёры театра и кино, как говорится, наши, родные. И без фильмов времён СССР сложно себе представить нашу жизнь, тем более без тех кинолент, которые были созданы великим советским актёром и режиссёром, народным артистом СССР Евгением Семёновичем Матвеевым. Фильмы этого режиссёра стали по-настоящему народными и снискали любовь миллионов благодарных зрителей в нашей стране и за рубежом.
02.03.2022 | Просмотров: 334