Лубок – народные картинки
Цикл виртуальных выставок «Наши редкости»
Картинки для народа, призванные поучать, рассказывать и веселить, назывались «лубочные». Сегодня мы бы их сравнили с популярными карикатурами, шаржами, мэмами, мотиваторами или демотиваторами.
На счет происхождения названия таких картин существуют различные теории. «Лубом» в России называли первый слой древесины – сразу под корой, и именно луб так же, как и береста, использовался для письма, об этом свидетельствуют упоминания в псковской летописи за 1483 год и московской летописи за 1577 год. В губерниях среднерусской полосы «лубом» называли липу, которая служила основой для первых печатных досок.
Место и время рождения лубка точно неизвестно, но на Дальнем Востоке впервые появились они в VIII веке, а в Европе – в начале XV века. Благодаря купцам из Бремена и Гамбурга русские люди в XVI веке познакомились с «потешными немецкими листами». Первые известные нам отечественные лубочные картинки (на религиозную тематику) появились в начале XVII века, напечатанные в Киево-Печерской лавре. Самая старая из них была создана между 1619 и 1624 годами – икона «Успение Богородицы». Со временем к духовным сюжетам добавились простые и понятные сценки из мирской жизни: такие картинки охотно раскупали. В Москве они появились спустя 20 лет, но это определило дальнейшее развитие лубочных картин и их технику исполнения. Если на Украине и книжные иллюстрации, и народные картинки вначале печатались только с деревянных досок, то гравюры в первой московской иллюстративной книге были оттиснуты с медных досок.
История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:
духовный – на тему жизнеописаний святых, притч из священных книг (например, «Библия Василия Кореня» (1692–1696) – 36 простонародных картинок библейской тематики);
философский – содержащий нравственно-поучительную информацию о вреде человеческих пороков;
исторический – посвященный достоверным событиям из жизни народа, а также описывающий старинные летописи и сказания (например, «Славное побоище царя Александра Македонского с царем Пором», «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь»);
сказочный – с вымышленным сюжетом и скрытым воспитательным смыслом (например, «Медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются»);
политический – используемый в пропагандистских целях во время войн;
сатирический – жестко преследуемый властями и едко высмеивающий недостатки общества (например, «За деньги я любить готова»).
Котики… Как же без них! Самым популярным персонажем лубочных картин XVIII века стал «Кот Казанский» наделенный титулом «Кот Казанской, ум астраханской, разум сибирской…», также встречающийся в любимом сюжете «Как мыши кота хоронили» (1725), получивший свое продолжение и в литературных произведениях, графическом искусстве начала XX века и в современной скульптуре.
Конечно, это собирательный сатирический образ на государственных правителей и исторические события, на какие именно, вы узнаете из великолепного альбома «Лубок. Русские народные картинки XVII–XVIII вв.», вышедший в 1968 году в издательстве «Советский художник» со множеством иллюстраций.
Познакомиться с представленным изданием можно в секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов (23 каб., 4 этаж).
26.01.2022 | Просмотров: 389