Первый великий композитор-романтик
Выставка документов к 225-летию со дня рождения Франца Петера Шуберта
24 января в отделе искусств открылась выставка документов «Первый великий композитор-романтик», посвященная 225-летию со дня рождения Франца Петера Шуберта, австрийского композитора (1797–1828).
Франц Шуберт – один из ярчайших основоположников музыкального романтизма, создавший более 600 вокальных композиций на слова немецких поэтов (Шиллера, Гете, Гейне и др.). Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.
Представленные на выставке издания отражают важные вехи жизни и творчества музыкального гения XIX века, вечно молодого романтика Франца Петера Шуберта.
Франц Шуберт не оставил после себя ни мемуаров, ни изложения своих методических принципов. Узнать факты биографии и творческого пути композитора можно из издания Б. Кремнева «Шуберт» (Москва, 1964) из серии «Жизнь замечательных людей» и книги Пегги Вудфорд «Шуберт» (Челябинск, 1999) из серии «Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов». Авторы в художественной манере рассказывают о детстве композитора, его учебе в конвикте и выступлениях в церковном хоре.
Примечательно, что в семье Шуберта все были музыкально одарены: отец играл на виолончели и скрипке, братья – на рояле. Музыкальная обстановка в доме помогла рано проявиться дарованию Шуберта.
Множество интересных подробностей о взрослении Шуберта и его становлении профессиональным музыкантом изложено в книгах Е. Черной «Франц Шуберт» (Москва, 1966) и Гарри Гольдшмидта «Франц Шуберт – жизненный путь» (Москва, 1968), а также изданиях «Жизнь Франца Шуберта в документах» (Москва, 1963) и «Воспоминания о Шуберте» (Москва, 1964).
Композитор-романтик стремился раскрыть богатство и красоту человеческой души, с помощью музыки возвысить человека, пробудить в нем все самое лучшее и светлое. Он освежил музыкальный язык народно-песенными интонациями, так как был убежден в необходимости народной основы творчества. В изданиях К. Васильевой «Франц Шуберт» (Ленинград,1969) и П. Вульфиуса «Франц Шуберт» (Москва, 1983) прослеживаются связи творчества композитора с австрийской народной музыкой и бытовым музицированием, определившими характер его искусства.
На выставке широко представлены книги Юрия Николаевича Хохлова – советского и российского музыковеда, инициатора создания и первого председателя русского Шубертовского общества.
Книги Ю.Н. Хохлова «Франц Шуберт» (Москва, 1978), «Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии» (Москва, 1972) и «О последнем периоде творчества Шуберта» (Москва, 1968) основаны на письмах великого австрийского композитора, воспоминаниях о нем его родных и знакомых. Автор освещает проблему верного понимания личности и творчества австрийского композитора, сопоставляет ранние и более поздние произведения композитора, определяет основные черты и тенденции музыки Шуберта.
Франц Шуберт создал огромное количество произведений всех жанров – от вокальных миниатюр до симфоний. Особенно велико песенное богатство композитора. В песнях Шуберт вырабатывал свой композиторский почерк, они стали основой его музыкального стиля. В монографии Ю.Н. Хохлова «Песни Шуберта: Черты стиля» (Москва, 1987) музыковед исследует творческий метод композитора на примере его многочисленных песен.
Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827). Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. Фундаментальные исследования Ю.Н. Хохлова «Зимний путь» Франца Шуберта» (Москва, 1967) и «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта» (Москва, 2002) представляют анализ наиболее ярких песенных циклов композитора на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера.
Сложившуюся традицию инструментальной музыки мастеров венской классической школы Шуберт сумел самобытно и органично соединить со свойственными ему романтическими чертами. Вульфиус П. в книге «Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта» (Москва, 1974) рассказывает об особенностях камерно-инструментальных ансамблей Шуберта, сыгравших важную роль в формировании творческого облика композитора.
Сонаты для фортепиано в две руки занимают особое место в творчестве Шуберта.
В издании Г. Крауклис «Фортепианные сонаты Шуберта» (Москва, 1963) говорится о преобладающем лирическом содержании сонат, а также характерной для творчества композитора песенности и «танцевальности» мелодий.
В учебном пособии профессора Санкт-Петербургской консерватории, доктора искусствоведения Смирновой Марины Вениаминовны «Работа над фортепианными сонатами Франца Шуберта (к проблеме исполнительской интерпретации)» (Санкт-Петербург, 2012) приведен анализ интерпретации шубертовских сонат в прошлом и настоящем.
Долгие годы симфоническое наследие композитора оставалось неизвестно. Однако к жанру симфонии композитор обращался на протяжении всего творческого пути. Всего им было создано девять симфоний. В путеводителе И. Лаврентьевой «Симфонии Шуберта» (Москва, 1967) автор представляет исследование симфонического наследия Шуберта.
Самая драматическая и яркая из всех написанных Шубертом симфоний – знаменитая «Неоконченная». В ней тема одиночества и неустанной борьбы за свое место в мире, тема разлуки и страданий переплелись с темой счастья и поэтической влюбленности в жизнь.
Прожив всего 31 год, композитор оставил огромное по масштабам и значимости наследие. Однако при жизни Шуберта масштаб его композиторского дарования понимали лишь немногие из друзей. Сейчас же гениальность Шуберта признана всем музыкальным миром, и композитор занимает свое место рядом с Бетховеном и Шопеном.
Профессиональным музыкантам и любителям предлагаем также познакомиться с нотными изданиями произведений Франца Шуберта, грампластинками и CD-дисками с записями симфоний и песен композитора в исполнении ведущих пианистов мира.
24.01.2022 | Просмотров: 330