Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Первый великий композитор-романтик

Выставка документов к 225-летию со дня рождения Франца Петера Шуберта

24 января в отделе искусств открылась выставка документов «Первый великий композитор-романтик», посвященная 225-летию со дня рождения Франца Петера Шуберта, австрийского композитора (1797–1828).

Франц Шуберт – один из ярчайших основоположников музыкального романтизма, создавший более 600 вокальных композиций на слова немецких поэтов (Шиллера, Гете, Гейне и др.). Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

Представленные на выставке издания отражают важные вехи жизни и творчества музыкального гения XIX века, вечно молодого романтика Франца Петера Шуберта.

Франц Шуберт не оставил после себя ни мемуаров, ни изложения своих методических принципов. Узнать факты биографии и творческого пути композитора можно из издания Б. Кремнева «Шуберт» (Москва, 1964) из серии «Жизнь замечательных людей» и книги Пегги Вудфорд «Шуберт» (Челябинск, 1999) из серии «Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов». Авторы в художественной манере рассказывают о детстве композитора, его учебе в конвикте и выступлениях в церковном хоре.

Примечательно, что в семье Шуберта все были музыкально одарены: отец играл на виолончели и скрипке, братья – на рояле. Музыкальная обстановка в доме помогла рано проявиться дарованию Шуберта.

Множество интересных подробностей о взрослении Шуберта и его становлении профессиональным музыкантом изложено в книгах Е. Черной «Франц Шуберт» (Москва, 1966) и Гарри Гольдшмидта «Франц Шуберт – жизненный путь» (Москва, 1968), а также изданиях «Жизнь Франца Шуберта в документах» (Москва, 1963) и «Воспоминания о Шуберте» (Москва, 1964).

Композитор-романтик стремился раскрыть богатство и красоту человеческой души, с помощью музыки возвысить человека, пробудить в нем все самое лучшее и светлое. Он освежил музыкальный язык народно-песенными интонациями, так как был убежден в необходимости народной основы творчества. В изданиях К. Васильевой «Франц Шуберт» (Ленинград,1969) и П. Вульфиуса «Франц Шуберт» (Москва, 1983) прослеживаются связи творчества композитора с австрийской народной музыкой и бытовым музицированием, определившими характер его искусства.

На выставке широко представлены книги Юрия Николаевича Хохлова – советского и российского музыковеда, инициатора создания и первого председателя русского Шубертовского общества.

Книги Ю.Н. Хохлова «Франц Шуберт» (Москва, 1978), «Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии» (Москва, 1972) и «О последнем периоде творчества Шуберта» (Москва, 1968) основаны на письмах великого австрийского композитора, воспоминаниях о нем его родных и знакомых. Автор освещает проблему верного понимания личности и творчества австрийского композитора, сопоставляет ранние и более поздние произведения композитора, определяет основные черты и тенденции музыки Шуберта.

Франц Шуберт создал огромное количество произведений всех жанров – от вокальных миниатюр до симфоний. Особенно велико песенное богатство композитора. В песнях Шуберт вырабатывал свой композиторский почерк, они стали основой его музыкального стиля. В монографии Ю.Н. Хохлова «Песни Шуберта: Черты стиля» (Москва, 1987) музыковед исследует творческий метод композитора на примере его многочисленных песен.

Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827). Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. Фундаментальные исследования Ю.Н. Хохлова «Зимний путь» Франца Шуберта» (Москва, 1967) и «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта» (Москва, 2002) представляют анализ наиболее ярких песенных циклов композитора на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера.

Сложившуюся традицию инструментальной музыки мастеров венской классической школы Шуберт сумел самобытно и органично соединить со свойственными ему романтическими чертами. Вульфиус П. в книге «Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта» (Москва, 1974) рассказывает об особенностях камерно-инструментальных ансамблей Шуберта, сыгравших важную роль в формировании творческого облика композитора.

Сонаты для фортепиано в две руки занимают особое место в творчестве Шуберта.

В издании Г. Крауклис «Фортепианные сонаты Шуберта» (Москва, 1963) говорится о преобладающем лирическом содержании сонат, а также характерной для творчества композитора песенности и «танцевальности» мелодий.

В учебном пособии профессора Санкт-Петербургской консерватории, доктора искусствоведения Смирновой Марины Вениаминовны «Работа над фортепианными сонатами Франца Шуберта (к проблеме исполнительской интерпретации)» (Санкт-Петербург, 2012) приведен анализ интерпретации шубертовских сонат в прошлом и настоящем.

Долгие годы симфоническое наследие композитора оставалось неизвестно. Однако к жанру симфонии композитор обращался на протяжении всего творческого пути. Всего им было создано девять симфоний. В путеводителе И. Лаврентьевой «Симфонии Шуберта» (Москва, 1967) автор представляет исследование симфонического наследия Шуберта.

Самая драматическая и яркая из всех написанных Шубертом симфоний – знаменитая «Неоконченная». В ней тема одиночества и неустанной борьбы за свое место в мире, тема разлуки и страданий переплелись с темой счастья и поэтической влюбленности в жизнь.

Прожив всего 31 год, композитор оставил огромное по масштабам и значимости наследие. Однако при жизни Шуберта масштаб его композиторского дарования понимали лишь немногие из друзей. Сейчас же гениальность Шуберта признана всем музыкальным миром, и композитор занимает свое место рядом с Бетховеном и Шопеном.

Профессиональным музыкантам и любителям предлагаем также познакомиться с нотными изданиями произведений Франца Шуберта, грампластинками и CD-дисками с записями симфоний и песен композитора в исполнении ведущих пианистов мира.

24.01.2022 | Просмотров: 330

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей