Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью…

Выставка документов

4 января в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого российского композитора, пианиста Александра Николаевича Скрябина (1872–1915).

Александр Николаевич Скрябин – это один из гениальных русских композиторов конца XIX – начала XX, во многом опередивший эпоху своими философскими высказываниями и новаторскими идеями. В своих произведениях он воспевал величие, мощь и красоту человеческого духа, обращаясь через искусство к современникам.

Представленные на выставке издания отражают важные вехи из жизни и творчества одного из крупнейших и самобытных композиторов XX века.

Творческая жизнь композитора протекала в сложный и противоречивый период истории. Советский музыкант и исследователь И. Бэлза в книге «Александр Николаевич Скрябин» (Москва, 1982) и В.В. Рубцова в издании «Александр Николаевич Скрябин» (Москва,1989) отражают широкий художественный контекст эпохи, повлиявший на жизнь и профессиональное становление композитора.

Примечательно, что музыкальное дарование Скрябин унаследовал от родителей: его мать окончила Петербургскую консерваторию, а отец увлекался музыкой и играл на фортепиано. А на формирование композитора как профессионального музыканта огромное влияние оказали его учителя - Н.С. Зверев, В.И. Сафонов и С.И. Танеев. Монография М. Михайлова «Александр Николаевич Скрябин» (Ленинград, 1984) освещает жизненный путь и формирование творческих интересов музыканта-новатора.

Особую ценность представляет книга советского музыковеда В. Ю. Дельсона «Скрябин. Очерки жизни и творчества» (Москва, 1971), ставшая первой монографией о композиторе. Автор рассматривает искусство А.Н. Скрябина в соприкосновении с художественным и поэтическим творчеством эпохи, а также раскрывает его традиции в фортепианном искусстве и рассказывает об интерпретации фортепианных сочинений мастера.

В издании «Александр Скрябин - Татьяна Шлецер» (Москва, 2007) из серии «Opus d'amour» описана возвышенная и драматическая история любви композитора и Татьяны Шлецер. Информация представлена в отрывках из дневниковых записей композитора и его знакомых, семейных фотографиях и музыке.

Представленный на выставке альбом «Александр Николаевич Скрябин» (Москва, 1979) содержит многочисленные прижизненные изображения композитора, его родственников и друзей. Большое место в издании занимают изображения автографов, концертных программ, изданий произведений и различных документов жизни и деятельности А.Н. Скрябина.

Немалый интерес представляет статья А.С. Скрябина «Я иду возвестить им мою победу…» из сборника статей «Союз творцов и просветителей» (Москва, 2012), в которой собраны личные воспоминания близких, друзей и деятелей искусства, лично знакомых с композитором.

Многочисленные издания посвящены самобытному и совершенному фортепианному стилю композитора, особенностям использования музыкальных средств выразительности и идейно-образному содержанию его произведений.

В книге А. Николаевой «Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина» (Москва, 1983) и статье Саймона Николса «Особенности исполнения фортепианной музыки А.Н. Скрябина» (Фортепиано.- 2009.-№1-2) рассказывается о неповторимой исполнительской технике, созданной композитором, новых приемах звукоизвлечения и педализации.

В изданиях С.Э. Павчинского «Сонатная форма произведений Скрябина» (Москва, 1979) и Э. Месхишвили «Фортепианные сонаты Скрябина» (Москва, 1981) рассматриваются характерные стилевые изменения на каждом этапе развития творчества композитора на примере произведений малой формы. Особое внимание сосредоточено на анализе фортепианных сонат А. Н. Скрябина.

Во многом благодаря сонатам композитора-новатора русская фортепианная музыка начала XX века достигла значительного размаха. Скрябин создал лирико-психологический тип сонаты, содержание которой определяется глубокими и многосторонними внутренними переживаниями, что является индивидуальной чертой творчества композитора.

Особое место в творчестве Скрябина занимает гармония. В издании О. Сахалтуева «О гармонии Скрябина» (Москва, 1965) и В.П. Дерновой «Последние прелюдии Скрябина» (Москва,1988) показано, что гармония в произведениях композитора не только постепенно выдвигается на передний план среди остальных элементов музыкального целого, но и становится одним из важнейших средств выразительности мастера-новатора.

Большой период своего творчества А.Н. Скрябин посвятил философии и синтезу искусств. Композитор обладал «цветным слухом» ˗ редкой способностью, при которой звуки ассоциируются с цветовыми образами. Он стал пионером светомузыкального искусства. В книге И.Л. Ванечкиной, Б.М. Галеева «Поэма Огня» (Казань, 1981) авторы подробно рассматривают световую симфонию «Прометей» для оркестра, голоса и партии света «Luce», в которой воплотились светомузыкальные замыслы композитора.

Продолжая тему цветомузыки (светомузыки) А.В. Оссовский в статье «Скрябин. Характеристика творчества и личные воспоминания» (Фортепиано.- 2007.-№2) исследует функции музыкально-выразительных средств, способных воплотить образы в музыке, а также символизм в творчестве композитора на примере образа огня как символа духовного очищения.

Профессиональным музыкантам и любителям предлагаем также познакомиться с нотными изданиями, CD-дисками и грампластинками с записями произведений Александра Николаевича Скрябина в исполнении Дениса Мацуева, Святослава Рихтера, Евгения Кисина и других пианистов-виртуозов.

04.01.2022 | Просмотров: 396

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей