Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Энтузиазм. Симфония Донбасса из цикла «Донбасс в кинематографе»

Кинолекторий

5 декабря состоялся кинолекторий из цикла «Донбасс в кинематографе», посвященный просмотру и обсуждению легендарного документального фильма Дзиги Вертова «Энтузиазм. Симфония Донбасса» (СССР, 1930).

«Энтузиазм. Симфония Донбасса» – первый звуковой советский документальный кинофильм. Съёмки картины происходили на заводах и шахтах Донецкого бассейна в годы первой сталинской пятилетки. В ней запечатлена производственная мощь Донбасса и люди титанического труда, чья самоотверженность беспрецедентна и невероятно значима.

В начале мероприятия зрители ознакомились с исторической подоплекой фильма, а также с вехами жизненного и творческого пути режиссера этой знаковой картины.

Интересно, что общий «каркас» аудиооформления «Энтузиазма» был написан самим Вертовым. Позже он был доработан композитором Николаем Тимофеевым. Для большей подлинности режиссер использовал в своей киноработе реальные жизненные и промышленные шумы, записанные на улицах города, на шахтах, заводах.

Этот фильм был высоко оценен профессиональным сообществом. Чарли Чаплин назвал «Энтузиазм» одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний, а французский режиссёр Жан Руш говорил: «Когда мы (то есть кинематографисты) надеемся найти что-нибудь новое, то вдруг обнаруживаем, что в 20-е или 30-е годы Вертов уже изобрел все это в теории и доказал на практике… Все современное кино вышло из его фильмов».

Жизненный путь режиссера был полон творческих поисков и зигзагов судьбы.

Давид Кауфман – настоящее имя Дзиги Вертова – родился в Белостоке в интеллигентной семье. В детстве будущий кинодеятель много читал, увлекался сочинением стихотворений и фотографией.

Многих присутствующих удивило, что два года Дзига Вертов проучился в Петроградском психоневрологическом институте, основателем которого был известный физиолог Владимир Бехтерев, два года обучался на юридическом факультете Московского университета.

Потом была служба секретарем-делопроизводителем в отделе хроники Московского кинокомитета. Постепенно Вертов стал постигать азы киноискусства. Уже осенью 1918 года он занял должность заведующего киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Молодой специалист руководил работой фронтовых операторов, отбирал их материалы, и сам ездил на съемки.

Его первые киноработы «Годовщина революции», «Жизнь врасплох», «Человек с фотоаппаратом» стали рубежными моментами в истории не только Отечественного, но и мирового кинематографа.

Однако со второй половины 1930-х годов режиссер впадает в немилость к власть предержащим, в результате чего фильмы «Колыбельная» (1937), «Советский Казахстан» (1941), «Тебе, фронт!» (1942) не были ограничены в прокате.

С 1944 года режиссер занимался выпусками кинохроники «Новости дня», получив признание уже после своей смерти.

Картина «Энтузиазм. Симфония Донбасса» произвела на присутствующих значительное впечатление. Ведь не смотря на свой солидный возраст, это произведение поражает новаторским подходом к съемкам, обилием интересных творческих находок. А жителям шахтерского края еще и напоминает о славных страницах его истории, о героических предках, которые в годы первых пятилеток создавали будущую мощь Донбасса.

06.12.2021 | Просмотров: 364

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей