Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Писатель, потрясающий душу

Просмотр документов к 200-летию со дня рождения русского писателя Ф.М. Достоевского

«Наш мир или умрет, или признает
правоту Достоевского»
Альбер Камю

11 ноября в холле второго этажа библиотеки открывается просмотр документов «Писатель, потрясающий душу», посвященный 200-летию со дня рождения классика мировой литературы Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

Известный в России культурный деятель Павел Михайлович Третьяков писал о Достоевском так: «Это, помимо великого писателя, был глубоко русский человек, пламенно чтивший свое Отечество. Это был не только апостол … это был пророк, это был всему доброму учитель, эта была наша общественная совесть». Мыслитель невероятной глубины… Благодаря тонкому психологизму, поразительно точно проникающий в саму суть человеческой природы. Признанного классика литературы хорошо знают на всех континентах. А по данным ЮНЕСКО Федор Михайлович является одним из самых читаемых писателей в мире. Масштаб его личности вышел далеко за пределы эпохи.

В энциклопедии «Достоевский» (Москва, 2003) Н.Н. Наседкин впервые под одной обложкой собрал сведения практически обо всех произведениях и героях Достоевского, людях, окружавших писателя, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Материал носит информативный и максимально объективный характер. Это – своеобразный путеводитель по необъятному миру Достоевского.

Василий Голованов в статье «Преступление и наказание Федора Достоевского» анализирует обстоятельства жизни великого русского писателя, повлиявшие на творчество и формирование литературных образов (Русский мир. – 2015. – С. 38 – 45). К ежемесячному журналу философско-литературной публицистики Федора Михайловича обращается Георгий Прохоров в статье «Дневник писателя» Достоевского: публицистика или новый жанр?». Записи выходили в 1876 – 1877 и 1880 – 1881 годах. Под тем же названием писатель вёл рубрику в еженедельнике «Гражданин» в 1873 году. В «Дневнике писателя», по мнению Г. Прохорова, рядом с эмпирическим фактом и сформулированным на его основе стереотипом всегда присутствует «двойник», заметный лишь Писателю, нечто высшее, отблеск которого, однако, придает окончательную оценку и всему сущему (Вопросы литературы. – 2013. – №5. – С. 82 – 96).

Доктор философских наук Сергей Анатольевич Никольский в публикации «О русской «широте» и «всечеловечности» у Федора Достоевского» рассуждает о глубинных мировоззренческих смыслах героев произведений писателя. «Хорошо известна приверженность Ф.М. Достоевского к психологическому и философскому анализу, как русского человека, так и феномена русскости в историософском разрезе – как явления всемирной истории. И хотя к этим темам обращались многие концептуальные идеологи и литераторы ХIХ столетия, вклад Достоевского в исследование данных понятий и феноменов особенно оригинален и велик», – делает вывод автор (Человек. – 2013. – №4. – С. 45 – 56).

Книга писателя, философа, историка русской мысли Владимира Кантора «Судить Божью тварь» Пророческий пафос Достоевского» (Москва, 2010) посвящена творчеству Ф.М. Достоевского в несколько неожиданном аспекте. Автор рассматривает романы писателя как высказывание своего рода библейского пророка, посланника Бога, обличающего пороки и недостатки своих современников. Достоевского пугала судьба страны, которая порой казалось ему (особенно в «Бесах») оставленной Богом, страны, где торжествует нечисть, а правда и добро бессильны. И из этого центра выступил русский пророк, который, обличая и бичуя, побуждал свой народ стать богоизбранным народом, способным жить по Божьим заповедям. Эта сверхзадача Достоевского произвела впечатление на европейских мыслителей и писателей, назвавших его властителем дум ХХ столетия.

Драматическая история духовного возрождения человека через все его сомнения, искушения и падения, возвращение к своему народу и религии есть центральное место во всем творчестве Ф.М. Достоевского. Самостоятельно в этом можно убедиться, прочитав сборник статей «Ф.М. Достоевский и православие» (Москва, 2015). Статья К.А. Баршта «Религиозная мысль и научное познание в художественной системе Ф.М. Достоевского» посвящена вопросам исследования образно-творческой структуры литературного наследия величайшего русского писателя, известного и ценимого во всем мире. Материал стал своеобразным ответом на тенденцию, заметно усилившуюся в отечественном литературоведении, описания Федора Михайловича как ортодоксального православного автора, что должно оправдывать в трактовке его трудов богословские исследовательские подходы и соответствующий терминологический аппарат (Вопросы философии. – 2011. – 34. – С. 128 – 135).

Далеко не первая книга, где под одной обложкой встречаются два русских гения, но самая новая в фонде нашей библиотеки на сегодняшний день «Толстой и Достоевский: противостояние» (Москва, 2019). Американский литературный критик, профессор Джордж Стайнер исследует глубины сходства двух писателей и пропасти их различия. Толстой и Достоевский – это поистине визитная карточка русской литературы для иностранного читателя. Этими двумя творцами издавна восхищаются за рубежом, их произведения находят все новые интерпретации, их мастерством вдохновляются. Вот что говорил писатель Эдвард Форстер: «Ни один английский романист по величию не сравнится с Толстым, столь полно изобразившим жизнь человека как с частной, так и с героической стороны. Ни один английский романист не исследовал душу человека так глубоко, как Достоевский».

Просмотр документов будет экспонироваться до 30 ноября.

11.11.2021 | Просмотров: 488

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей