Талантливое хореографическое воплощение светлых образов Достоевского
Видеолекторий к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского
10 ноября в отделе искусств состоялся видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный светлым образам Достоевского в балетах «Белые ночи» и «Идиот». Программа видеолектория приурочена к 200-летию со дня рождения великого русского писателя.
Федор Михайловича Достоевский классик русской литературы, мыслитель и философ, чей вклад в отечественную и мировую литературу неоценим. Он является одним из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. На сюжеты произведений Достоевского снимают кинофильмы, ставят спектакли, оперы и балеты.
Сотрудники отдела во вступительной беседе познакомили зрителей с историей создания балетов «Белые ночи» и «Идиот», их знаменитыми постановщиками и артистами, исполнивших главные партии.
Балет «Белые ночи» был поставлен впервые в 1971 году по одноименной повести - одному из самых безмятежных и светлых произведений Достоевского, которое рассказывает о любви и одиночестве, о мимолетности и ценности человеческого счастья.
Художник-постановщик, заслуженный художник РСФСР Валерий Левенталь создал постановку специально для советской артистки балета Нины Тимофеевой. Её партнером стал знаменитый артист балета Михаил Лавровский.
В балете звучит музыка струнного секстета «Просветленная ночь» австрийского композитора XX столетия Арнольда Шенберга, которая придает балету оттенки чувственности и трогательного романтизма, описывает красоту природы, передает душевные переживания главного героя, его нежные и чистые чувства к девушке.
Балет «Идиот», поставленный в 1980 году знаменитым балетмейстером Борисом Эйфманом на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского, как и роман писателя, раскрывает трагедию человека, стремящегося видеть в современном ему мире только любовь и доброту, но обреченного на гибель. Примечательно, что на сцене был показан не сюжет романа, а чувства и отношения главных героев друг к другу.
Первыми исполнителями главных ролей были Алла Осипенко, Джон Марковский, Валерий Михайловский и Валентина Морозова. В постановке также принимал участие Марис Лиепа.
Постановки Бориса Эйфмана известны тем, что балетная труппа всегда танцует под заранее записанную музыку. В балете «Идиот» музыка Чайковского звучит в записи заслуженного коллектива Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением знаменитого советского дирижера Евгения Мравинского.
Фильм-балет «Идиот», предложенный посетителям видеолектория, был снят в 1987 году талантливым режиссером Феликсом Слидовкером с Валерием Михайловским и Валентиной Морозовой в главных партиях.
Зрители отметили прекрасную музыку, великолепное пластическое и хореографическое воплощение знаменитых образов Достоевского, позволяющее передать сложнейшие философские и психологические проблемы, затронутые писателем в своих произведениях.
Видеолекторий сопровождала выставка книжных и периодических изданий, аудио и видеозаписей из фонда отдела искусств, отражающая творчество Достоевского в музыкальном театре.
10.11.2021 | Просмотров: 292