Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства
День информации
В рамках дистанционного дня информации отдел искусств предлагает вниманию педагогов музыкальных школ, преподавателей и студентов музыкальных колледжей и вузов литературу по вопросам фортепианной педагогики и исполнительства.
Отдел располагает изданиями по всем видам искусства, в частности, по истории и теории музыки, методике игры на музыкальных инструментах. Уникальный фонд нотных изданий включает музыкальные произведения всех уровней сложности, предназначенные как для первоначального обучения, так и для профессионального исполнения. Подобрать необходимую литературу можно с помощью электронного каталога, расположенного на сайте библиотеки, традиционных карточных каталогов, обращения с запросом к сотрудникам отдела искусств.
Специалисты отдела осуществляют подбор литературы по любой теме, связанной с научной, творческой или педагогической деятельностью музыкантов.
Информационные письма, включающие обзор музыковедческих изданий отдела с приложением списка полнотекстовых статей из журналов и научных сборников, обладающих международным статусом, направлены 20 адресатам – руководителям музыкальных школ, школ искусств, музыкальных вузов.
К актуальным проблемам современной музыкальной педагогики относятся вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование творческой активности старших школьников на уроках фортепиано, воспитание звуковой культуры в фортепианном классе, воспитание концертно-исполнительских навыков учащихся фортепианного класса, опыты дистанционного обучения игре на фортепиано
В отделе искусств имеется множество изданий об игре на фортепиано на русском языке, в том числе и переводы трудов выдающихся зарубежных педагогов–пианистов: Йожеф Гат «Техника фортепианной игры» (Москва; Будапешт, 1967), Альфред Корто «О фортепианном искусстве» (Москва, 1965), Карл Мартинсен «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли (Москва, 1966) и др.
Прогрессивная фортепианная педагогика XX-XXI века сохраняет и развивает лучшие традиции музыкального образования и воспитания.
С личностью и взглядами замечательной пианистки, автора первого советского учебника по методике игры на фортепиано, профессора Петербургской консерватории Марии Николаевны Бариновой знакомят издания: М.Н. Баринова «О развитии творческих способностей ученика» (Ленинград, 1961), Воспоминания о И. Гофмане и Ф Бузони» (Москва, 1964), «Судьба бросала меня как лодочку в океане…(Воспоминания)» (Санкт-Петербург, 2012). Разработанные ею методы комплексного развития способностей ученика не утратили актуальности и поныне. Им посвящен ряд полнотекстовых статей в сборнике Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Благодаря особым традициям музыкального образования в нашей стране, которые существовали на протяжении XX века и существуют поныне, преподаватели консерваторий, училищ, музыкальных школ писали и пишут книги, методические разработки, статьи.
Лучшие из выходивших публикаций сохранили свою ценность, однако, музыкальная педагогика и методика – живой творческий процесс, а не набор хрестоматийных догм.
Представляем вам учебно-методические издания, выпущенные в последнее десятилетие издательским домом «Классика – XXI» (Москва) и издательством «Композитор» (Санкт-Петербург).
Альманах «От урока до концерта» Вып. 1. (Москва, 2009) включает лучшие статьи о фортепианной игре, публиковавшиеся в нашей стране на протяжении многих десятилетий.
У истоков отечественной детской фортепианной педагогики стояли Е.Гнесина, А.Гольденвейзер, С.Савшинский, А.Щапов, А.Артоболевская, М.Фейгин, С.Майкапар. Изложение основ методики некоторых из этих выдающихся мастеров включено в сборник «Как научиться играть на рояле. Первые шаги». (Москва, 2009).
В сборнике «Уроки Гольденвейзера». (Москва, 2009) представлены статьи и размышления выдающегося педагога и пианиста.
В книге Й.Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» (Москва, 2010) американский виртуоз делится секретами мастерства.
Уникальным современным пособием по курсу методики фортепианного обучения для молодых педагогов является книга профессора Санкт-Петербургской консерватории Наталии Корыхаловой «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе». (Санкт-Петербург , 2006)
В учебном пособии профессора Санкт-Петербургской консерватории, доктора искусствоведения Марины Смирновой «Из золотого фонда педагогического репертуара» (Санкт-Петербург, 2009) рассматриваются основные этапы работы над фортепианными циклами: - «Альбомом для юношества», «Детскими сценами» Р.Шумана, «Детским альбомом» П.Чайковского, «Детским уголком» К.Дебюсси и «Детской музыкой» С.Прокофьева.
Взгляд на современное исполнительство дополняют и развивают издания С.А.Айзенштадта «Детский альбом П.И.Чайковского» (Москва, 2013) (Серия «Искусство интерпретации») и Наталии Корыхаловой «Детский альбом П.И.Чайковского: такт за тактом» (Санкт-Петербург, 2011).
Педагогам музыкальных школ и любителям музыки адресована книга С.А.Айзенштадта «Детские классики фортепианной музыки. Биографические очерки» (Владивосток, 2018).
Книги из серии «Секреты фортепианного мастерства» посвящены вопросам инструментального исполнительства и составляют золотой фонд методической литературы:
Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» (Москва, 2010); А. Вицинский «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ» (Москва, 2008); А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» (Москва, 2009); Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» ( Москва, 2009)
Как воспитать неординарного ученика? Этим вопросом задается, вероятно, каждый педагог. Единственно верного ответа нет, но благодаря серии «Мастер-класс», у вас есть уникальная возможность проникнуть в знаменитые исполнительские лаборатории выдающихся пианистов: «Уроки Зака». (Москва, 2006); «Уроки Разумовской» (Москва, 2007); «Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу». (Москва, 2009); Конрад Вольф «Уроки Шнабеля». (Москва, 2006).
В сборниках «Как исполнять русскую фортепианную музыку» (Москва, 2009); «Как исполнять Гайдна» (Москва, 2009); «Как исполнить Шопена» (Москва, 2009); «Как исполнять импрессионистов» (Москва, 2008) известные отечественные и зарубежные музыканты, педагоги, искусствоведы дают конкретные исполнительские указания, подробные методические рекомендации.
В учебных пособиях Марины Смирновой: «Работа над фортепианными сонатами Бетховена (на материале редакции Артура Шнабеля)» (Санкт-Петербург, 2011) анализируется одна из наиболее спорных и ярких редакций XX столетия; «Работа над фортепианными сонатами Франца Шуберта (к проблеме исполнительской интерпретации)» (Санкт-Петербург, 2012) особое внимание уделено анализу средств исполнительской выразительности.
Преподавателям вузов адресуется исследование Т.А. Свистуненко. Эволюция раннебарочной фуги в клавирном творчестве И.С. Баха. - Саратов, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2018.
Новая книга профессора Московской государственной консерватории Людмилы Кокоревой «Искусство высокой цели. Михаил Плетнев» (Москва, 2018) посвящена искусству нашего великого современника – пианиста, дирижера, композитора Михаила Плетнева.
Познакомиться с литературой по фортепианной педагогике и исполнительству, полнотекстовыми статьями из журналов и научных сборников, подобрать необходимые для обновления репертуара нотные издания можно в отделе искусств (каб. 27, IV этаж). Тел.: 337-35-68.
Уважаемые пользователи библиотеки и гости сайта! С новыми условиями для посещения библиотеки в соответствии с Указом Главы ДНР № 321 от 23 октября 2021 г. можно ознакомиться на сайте библиотеки.
10.11.2021 | Просмотров: 321