Мастер исторической живописи
Выставка документов к 165-летию со дня рождения Апполинария Михайловича Васнецова
3 августа в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству русского художника и искусствоведа, театрального декоратора и участника общества передвижников Апполинария Михайловича Васнецова (1856-1933).
Известный как мастер исторической живописи, А.М. Васнецов является также превосходным пейзажистом, создателем театральных декораций, искусствоведом. Он прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.
Представленные на выставке издания отражают важные этапы жизни и творчества своеобразного художника.
Альбом «Апполинарий Васнецов» (Москва, 1980) знакомит читателя с жизнью и творчеством русского художника, как автора эпических пейзажей. В альбоме репродуцированы работы художника, хранящиеся во многих собраниях страны, как государственных, так и частных коллекциях. Резюме вступительной статьи и подписи к репродукциям представлены на русском и английском языках.
Любовь к русской природе Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет и в дальнейшем воплотил в своих полотнах. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Именно отец привил любовь к родному краю и своим детям. Книга «Апполинарий Михайлович Васнецов» (Москва, 1961) с предисловием И. Шмидта содержит биографические данные о художнике и освещает события его творческого становления и сопоставление оригинальных произведений Васнецова разных лет.
Юбилейное издание под реакцией народного художника К.Ф. Юона «А.М. Васнецов» (Москва, 1957) из серии «Музеи Москвы» содержит статьи о жизни и особенностях творчества художника, а также включает воспоминания об уникальном художнике и отрывки из автобиографии самого А.М. Васнецова.
Аполлинарий Васнецов — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Изучая историю и археологию в своем творчестве художник выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.
Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной, и трудной. Художнику суждено было открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи. Эта глава творчества мастера отображена в сборнике материалов «Москва в творчестве А.М. Васнецова» (Москва, 1986). В книгу включены истории его археологических находок, на основе которых были созданы известные произведения.
Любовь к русскому народу, русской природе, русской литературе и искусству позволили художнику создать прекрасные пейзажи. Также в формировании А.М. Васнецова как художника – пейзажиста очень важную роль сыграл «Мамонтовский кружок». Нередко А. Васнецов выходил на этюды с Поленовым и Остроуховым, проводя время в Абрамцево. Живая артистическая атмосфера способствовала дальнейшему развитию дарования мастера. Книга «Музей-заповедник «Абрамцево» (Москва, 1984) рассказывает о жизни и творчестве обитателей знаменитой усадьбы, создателях и участниках Абрамцевского художественного кружка.
Частые визиты в Абрамцево способствуют знакомству с плеядой известных художников-передвижников. Общение с известным русским меценатом Саввой Мамонтовым помогло Апполинарию Васнецову открыть в себе талант художника декоратора. Из книги В.П. Россихиной «Оперный театр С. Мамонтова» (Москва,1985) вы узнаете, к каким оперным постановкам создал оригинальные декорации А.М. Васнецов. Книга рассказывает о деятельности частной музыкальной оперы и о вкладе в развитие русской культуры участников знаменитого «Мамонтовского кружка».
Сборник статей «Передвижники» (Москва,1976) повествовует о деятельности А. Васнецова в Товариществе передвижных выставок. Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка - Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова.
Альбом репродукций «Передвижники» (Москва,1969) включает известные произведения передовых художников Товарищества передвижников, куда входил и А.М. Васнецов. В деятельности передвижников воплотились лучшие черты русской культуры, и это явилось одной из вершин мирового реалистического искусства.
Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Работая над образами столицы Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Васнецов изучал древние иконы и руководил реставрацией, воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни. В издании «Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки.» (Москва, 1980) представлены полотна , посвященные видам русской столицы, сюда и вошли знаменитые работы А.М. Васнецова.
Произведения Аполлинария Васнецова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории города Москвы, музее-заповеднике «Абрамцево» и других. В Москве работает Музей-квартира А. М. Васнецова. Книга «Художественные сокровища музеев Москвы» (Москва, 1977) подробно знакомит читателя с произведениями художника, хранящиеся в мемориальном музее-квартире А.М. Васнецова. На выставке документов представлены монументальные, яркие альбомы с обширной публикацией репродукций из самых крупнейших музеев, куда вошли и картины А.М. Васнецова. Это издания большого формата «Государственный русский музей. Ленинград. Живопись. Скульптура. Графика» (Москва, 1991), «Государственный русский музей. Живопись и скульптура» (Ленинград, 1968) и альбом, посвященный коллекции живописи в Третьяковской галереи «Государственная Третьяковская галерея. Москва» (Ленинград, 1986), основатель которой купец и промышленник Павел Третьяков одним из первых приобрел этюды и картины А.М. Васнецова.
Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем поэт русской природы и седой старины - таков был А.М. Васнецов в глазах современников. Аполлинарий Михайлович навсегда вошел в историю русского искусства как мастер эпического пейзажа, воспевающий красоту богатырской природы России и как создатель своеобразного жанра исторического пейзажа, сумевший тонко почувствовать и передать неповторимый национальный колорит городской жизни древней Руси.
30.07.2021 | Просмотров: 394