Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Мастер исторической живописи

Выставка документов к 165-летию со дня рождения Апполинария Михайловича Васнецова

3 августа в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству русского художника и искусствоведа, театрального декоратора и участника общества передвижников Апполинария Михайловича Васнецова (1856-1933).

Известный как мастер исторической живописи, А.М. Васнецов является также превосходным пейзажистом, создателем театральных декораций, искусствоведом. Он прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

Представленные на выставке издания отражают важные этапы жизни и творчества своеобразного художника.

Альбом «Апполинарий Васнецов» (Москва, 1980) знакомит читателя с жизнью и творчеством русского художника, как автора эпических пейзажей. В альбоме репродуцированы работы художника, хранящиеся во многих собраниях страны, как государственных, так и частных коллекциях. Резюме вступительной статьи и подписи к репродукциям представлены на русском и английском языках.

Любовь к русской природе Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет и в дальнейшем воплотил в своих полотнах. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Именно отец привил любовь к родному краю и своим детям. Книга «Апполинарий Михайлович Васнецов» (Москва, 1961) с предисловием И. Шмидта содержит биографические данные о художнике и освещает события его творческого становления и сопоставление оригинальных произведений Васнецова разных лет.

Юбилейное издание под реакцией народного художника К.Ф. Юона «А.М. Васнецов» (Москва, 1957) из серии «Музеи Москвы» содержит статьи о жизни и особенностях творчества художника, а также включает воспоминания об уникальном художнике и отрывки из автобиографии самого А.М. Васнецова.

Аполлинарий Васнецов — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Изучая историю и археологию в своем творчестве художник выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.

Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной, и трудной. Художнику суждено было открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи. Эта глава творчества мастера отображена в сборнике материалов «Москва в творчестве А.М. Васнецова» (Москва, 1986). В книгу включены истории его археологических находок, на основе которых были созданы известные произведения.

Любовь к русскому народу, русской природе, русской литературе и искусству позволили художнику создать прекрасные пейзажи. Также в формировании А.М. Васнецова как художника – пейзажиста очень важную роль сыграл «Мамонтовский кружок». Нередко А. Васнецов выходил на этюды с Поленовым и Остроуховым, проводя время в Абрамцево. Живая артистическая атмосфера способствовала дальнейшему развитию дарования мастера. Книга «Музей-заповедник «Абрамцево» (Москва, 1984) рассказывает о жизни и творчестве обитателей знаменитой усадьбы, создателях и участниках Абрамцевского художественного кружка.

Частые визиты в Абрамцево способствуют знакомству с плеядой известных художников-передвижников. Общение с известным русским меценатом Саввой Мамонтовым помогло Апполинарию Васнецову открыть в себе талант художника декоратора. Из книги В.П. Россихиной «Оперный театр С. Мамонтова» (Москва,1985) вы узнаете, к каким оперным постановкам создал оригинальные декорации А.М. Васнецов. Книга рассказывает о деятельности частной музыкальной оперы и о вкладе в развитие русской культуры участников знаменитого «Мамонтовского кружка».

Сборник статей «Передвижники» (Москва,1976) повествовует о деятельности А. Васнецова в Товариществе передвижных выставок. Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка - Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова.

Альбом репродукций «Передвижники» (Москва,1969) включает известные произведения передовых художников Товарищества передвижников, куда входил и А.М. Васнецов. В деятельности передвижников воплотились лучшие черты русской культуры, и это явилось одной из вершин мирового реалистического искусства.

Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Работая над образами столицы Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Васнецов изучал древние иконы и руководил реставрацией, воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни. В издании «Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки.» (Москва, 1980) представлены полотна , посвященные видам русской столицы, сюда и вошли знаменитые работы А.М. Васнецова.

Произведения Аполлинария Васнецова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории города Москвы, музее-заповеднике «Абрамцево» и других. В Москве работает Музей-квартира А. М. Васнецова. Книга «Художественные сокровища музеев Москвы» (Москва, 1977) подробно знакомит читателя с произведениями художника, хранящиеся в мемориальном музее-квартире А.М. Васнецова. На выставке документов представлены монументальные, яркие альбомы с обширной публикацией репродукций из самых крупнейших музеев, куда вошли и картины А.М. Васнецова. Это издания большого формата «Государственный русский музей. Ленинград. Живопись. Скульптура. Графика» (Москва, 1991), «Государственный русский музей. Живопись и скульптура» (Ленинград, 1968) и альбом, посвященный коллекции живописи в Третьяковской галереи «Государственная Третьяковская галерея. Москва» (Ленинград, 1986), основатель которой купец и промышленник Павел Третьяков одним из первых приобрел этюды и картины А.М. Васнецова.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем поэт русской природы и седой старины - таков был А.М. Васнецов в глазах современников. Аполлинарий Михайлович навсегда вошел в историю русского искусства как мастер эпического пейзажа, воспевающий красоту богатырской природы России и как создатель своеобразного жанра исторического пейзажа, сумевший тонко почувствовать и передать неповторимый национальный колорит городской жизни древней Руси.

30.07.2021 | Просмотров: 394

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей