Имя, навсегда вошедшее в историю мирового киноискусства
Выставка документов к 100-летию со дня рождения Григория Наумовича Чухрая
19 мая в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная знаменитому кинорежиссеру, сценаристу и педагогу Григорию Наумовичу Чухраю (1921–2001).
Григорий Чухрай – один из интереснейших советских кинорежиссеров, классик советского кино. Его фильмы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Трясина», «Жизнь прекрасна». Каждая из созданных им картин привлекала всеобщее внимание в Советском Союзе и за рубежом. По словам режиссера, темой его фильмов является любовь, отражающая тончайшие оттенки социальной жизни.
Издания выставки, освещающие страницы жизни и творчества знаменитого кинорежиссера, раскрывают тайну создания шедевров советского и мирового кинематографа.
Особый интерес представляет автобиография Григория Чухрая «Моя война» (Москва, 2001). В ней режиссер рассказывает о детстве и юношеских годах, занятиях в драмкружке и увлечении кинематографом. Но более яркие воспоминания – о полях сражений Великой Отечественной войны.
Монографический очерк киноведа и театрального критика И. Шнейдермана «Григорий Чухрай» (Ленинград; Москва, 1965) освещает непростую судьбу и профессиональное становление одного из самых интереснейших советских кинорежиссеров. В книге также описана история создания первых трех фильмов: «Сорок первый » (1956), «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961).
Несмотря на то, что режиссер показывал войну как всенародное бедствие, основополагающим в его фильмах был жизнеутверждающий тон.
В издании Ф. Раззакова «Наше любимое кино. Тайное становится явным» (Москва, 2004) подробно рассказана история режиссерского дебюта Г. Чухрая. Фильм «Сорок первый» был создан по одноименной повести Бориса Лавренёва о девушке-снайпере Красной армии, влюбившейся в белогвардейца. В книге описан длительный путь от создания сценария до выпуска на киноэкраны, сопровождаемый идеологическими препятствиями.
Одной из самых известных работ режиссера стал фильм «Баллада о солдате». Сценарий был написан совместно с Валентином Ивановичем Ежовым и основан на личном опыте и пережитых во время войны событиях.
На выставке представлен сценарий «Баллады о солдате» (Москва, 1967) из серии «Шедевры советского кино». Издание также содержит вступительную статью А. Караганова «Бессмертие солдата», статью Г. Чухрая «Путь к экрану» о совместной работе с Ежовым, а также комментарии советской прессы и зарубежных кинодеятелей о фильме.
Для любителей советского кино особый интерес представляет книга В. Ежова, Г. Чухрая «Баллада о солдате: Киноповести» (Москва, 1994), в которую, помимо одноименной киноповести, также входят повести В. Ежова, И. Кретчмара, В. Трунина, произведения М. Шолохова.
Фильм «Баллада о солдате» был показан на экранах кинотеатров всего мира, завоевал 100 международных премий и вошел в раздел «Сто шедевров» популярной энциклопедии «Первый век кино» (Москва, 1996).
Григорию Чухраю посвящены многочисленные публикации в периодических изданиях.
В одном из интервью «Загадка Григория Чухрая» (Советский экран.– 1990. – №3) режиссер раскрывает особенности советского кинематографа 50–60-х годов. Примечательно, что в 1965 году Григорий Чухрай совместно с В.А. Познером создал «Экспериментальную творческую киностудию». Эта студия подарила деятелям киноискусства свободу творчества, а кинематографу – лучшие фильмы отечественного кинематографа: «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Не горюй!» и другие.
В статье Георгия Капралова «Не надо защищать русский народ от Тарковского» (Искусство кино.– 2002. – №4) публикуется интервью Григория Чухрая, долгие годы лежавшее в архиве, в котором режиссер выступает в поддержку запрещенного в то время фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев».
В историю отечественного и мирового кинематографа Григорий Наумович Чухрай вошел еще при жизни и сыграл огромную роль в утверждении кино как искусства, свободного от идеологических рамок.
«Став режиссером, я считал, что фильм – поступок, и старался не совершать поступка, за который мне было бы стыдно», – говорил режиссер.
19.05.2021 | Просмотров: 321