Художница, открывшая соотечественникам величественную красоту Санкт-Петербурга
Выставка документов к 150-летию со дня рождения А.П. Остроумовой-Лебедевой
14 мая в отделе искусств открылась книжная экспозиция к 150-летию со дня рождения Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) – гравера, акварелиста, художницы, открывшей соотечественникам величественную красоту Санкт-Петербурга.
Этой маленькой женщине с мягкими, чуть неуверенными движениями суждено было стать спасительницей гравюры на дереве. Анна Петровна вдохнула жизнь в сложную технику, почти забытую из-за бурного развития фотографии, а также вошла в историю как один из самых «петербургских» мастеров.
Родившаяся в семье тайного советника Петра Остроумова, девочка с боем отстаивала право на самоопределение. Вначале пошла на вечерние курсы Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, где занималась у великого гравера Василия Матэ. А затем, вопреки желанию родных, поступила в Академию художеств. Среди ее наставников были известный рисовальщик Павел Чистяков и легендарный Илья Репин, высоко ценивший талант ученицы.
Экспозиция открывается трехтомником А.П. Остороумовой-Лебедевой «Автобиографические записки» (Москва, 1974). Это одно из интереснейших произведений мемуарного жанра, созданных деятелями советского изобразительного искусства. Более двадцати лет посвятила этому литературному труду Остроумова-Лебедева. Отдельные главы художница посвятила своему любимому педагогу и наставнику Илье Репину. С особой теплотой она описывает годы работы в мастерской своего учителя.
Красивый яркий альбом большого формата «Илья Репин. Живопись. Графика» (Ленинград, 1984), в котором публикуется 350 репродукций картин знаменитого художника, хранящихся в музеях, позволяет подробно познакомиться с творческим почерком мастера, особенностями его пластического языка.
Гравюры Остроумовой-Лебедевой сразу становятся заметным явлением в русском графическом искусстве начала ХХ века. Они с одобрением встречаются ее новыми друзьями, молодыми художниками, образовавшими практически в это же время художественное объединение «Мир искусства», в которое Остроумова вступила в 1900 году, а в 1901 сделала по заказу Дягилева первую петербургскую серию из 10 гравюрных видов. Она становится непременным участником всех выставок объединения, также ее работы появляются на страницах одноименного журнала. Издание Русского музея освещает этот творческий период жизни художницы. Книга «Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения» (Ленинград, 1971) включает рассказ о ее вкладе в художественный союз «Мир искусств» и каталог работ в хронологическом порядке.
В становлении Остроумовой-Лебедевой как художника-новатора в области творческой гравюры огромную роль сыграл ее многолетний труд в живописи, рисунке. В ее гравюрах видна творческая эволюция истинного художника, обладавшего своим стилем, своими приемами гравирования, пристрастием к определенным темам.
В альбоме Н.В. Синицына «Гравюры Остроумовой-Лебедевой» (Москва, 1964) читатель имеет возможность увидеть и ознакомиться с историей создания наиболее известных граверных работ художницы.
О жизненном пути и творческом становлении художницы как представительницы русского модерна рассказывает книга В.В. Суслова «Анна Петровна Остроумова-Лебедева» (Ленинград, 1967). Издание богато иллюстрировано цветными и тоновыми репродукциями работ художницы.
Последняя работа ленинградского искусствоведа М.И. Флекеля «От Марантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры ХVI–XX веков» (Москва, 1987) посвящена этой мало изученной теме. Автор рассказывает о взаимоотношениях художников и граверов, приводит неизвестные интересные факты участия мастеров в репродуцировании своих работ. Особый раздел с исследовательскими выводами посвящен Остроумовой-Лебедевой. На примере истории ее искусства и печатного дела в книге дается сравнительный анализ оригиналов и их гравюрной интерпретации.
Анна Петровна работала во всех жанрах рисунка и живописи: натюрморте, портрете, но основной массив созданных ею эстампов посвящен городскому пейзажу – преимущественно видам Петербурга. Анализ и описание создания наиболее интересных гравюр Петербурга даны в книге «Анна Петровна Остроумова-Лебедева» (Москва, 1952). Книга содержит также полную биографию художницы и повествует о целых циклах, посвященных ее любимым местам и городам.
Влюбленная в набережные, проспекты, площади родного города Петербурга Остроумова-Лебедева воспринимает его как застывший музей и посвящает огромное количество своих произведений. Издание Е. Полякова «Город Остроумовой-Лебедевой» (Москва, 1983) рассказывает о том, как она воплотила образ, душу родного города.
Государственный Русский музей хранит почти все наследие Остроумовой-Лебедевой, в том числе исчерпывающе полное собрание гравюр и авторских гравированных досок. Многие из этих досок настолько совершенны, что сами по себе являются законченными произведениями. В альбом «Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Гравюры на дереве» (Ленинград, 1971) вошли десять гравюр, которые относятся к числу лучших графических листов, созданных в разные периоды творчества художницы. Листы Остроумовой-Лебедевой всегда строги и лаконичны по характеру исполнения, лиричны и поэтичны по настроению. Ее считали воплощением безукоризненного чувства стиля и вкуса.
Будучи художником огромной творческой энергии и редкой трудоспособности, Остроумова-Лебедева не переставала работать до последних дней своей жизни. Она сделала русскую гравюру явлением мирового значения, сказала новое слово в акварели, поставив ее на уровень современного большого искусства, продолжив лучшие традиции начала ХХ века в советском искусстве.
14.05.2021 | Просмотров: 370