Яркая личность и могучий талант
Выставка документов к 90-летию со дня рождения Геннадия Рождественского (1931-2018), советского дирижера, пианиста, педагога
29 апреля в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная дирижеру, педагогу, пианисту, композитору и музыкально-общественному деятелю Геннадию Николаевичу Рождественскому.
Каждый этап его творческой деятельности – это грандиозный раздел культурной жизни современности.
Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Геннадий Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями зарубежных композиторов А. Шёнберга, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Мартину, А. Онеггера. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений С. Слонимского, А. Эшпая, Б. Тищенко и др. Значителен вклад дирижера в освоение наследия С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке.
Дирижер смог создать свой собственный, ни на что не похожий стиль, благодаря чему музыка звучала живо и грациозно. Геннадий Николаевич владел неповторимой дирижерской техникой, которая многих поражает даже спустя столько лет.
Издание Геннадия Рождественского «Мысли о музыке» (Москва,1975) содержит записки знаменитого дирижера о сущности музыки, о дирижерском искусстве, о знаменитых композиторах и о многом другом. Автор надеется, что в этой книге читатель найдет ответы на интересующие его вопросы из области музыкального искусства.
В книге Геннадия Рождественского «Преамбулы: сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам» (Москва,1989) собраны пояснения музыканта, с которыми он выступал на концертах, начиная с 1974 года. Ярко написанные материалы раскрывают огромную эрудицию их автора, обладавшего талантом популяризатора высоких художественных ценностей.
Выдающийся музыкант современности появился в семье профессиональных музыкантов: Николая Аносова, известного дирижера Московской консерватории, и Натальи Рождественской, солистки, певицы на Всесоюзном радио.
Музыкальная одаренность будущего дирижера сказалась рано. По окончании Центральной музыкальной школы Рождественский поступает в Московскую консерваторию в класс дирижирования под руководством отца. Будучи студентом, стажировался в Большом театре, где и остался работать после получения образования. Одновременно работал музыкальным руководителем и дирижером Московского Камерного музыкального театра.
К середине 1970-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. В разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Исландским симфоническим, симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (был почетным дирижером оркестра «Иомиури»).
75-летию музыканта посвящен очерк Н. Андреева «Нести людям красоту» (Музыкальная жизнь. - 2006. - № 5), в котором автор повествует о насыщенной творческой деятельности Рождественского.
Прославленный музыкант выступал со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.
С разными оркестрами дирижер записал свыше 700 пластинок и компакт-дисков, среди которых циклы всех симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, многие произведения А. Шнитке.
В отделе искусств собрана уникальная коллекция грампластинок с записями концертной и гастрольной деятельности Геннадия Рождественского. Многие записи удостоены международных премий, среди которых все симфонии и балет «Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева. К музыке Прокофьева дирижер относился с особой любовью и непрестанно открывал в ней новые красоты.
Ценители творчества великого маэстро могут послушать произведения М. Балакирева, Э. Грига, И. Брамса, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Д. Шостаковича, С. Прокофьева и других прославленных композиторов индивидуально в отделе искусств.
29.04.2021 | Просмотров: 342