Мужественный романтик
Книжная выставка
3 апреля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Мужественный романтик», посвященная 135-летию со дня рождения поэта Н.С. Гумилева.
Трудно назвать другого такого поэта, за значимость вклада в мировую литературу и наследие которого на протяжении десятилетий велась бы столь мучительная и жестокая борьба.
Значение этого великого писателя в формировании русской и мировой литературы весьма велико, без знания его стихов, прозы, пьес, переводов, статей невозможно составить себе полное и верное представление о русской культуре двух первых десятилетий ХХ века.
В «Собрание сочинений» (Москва, 2000) включены стихи, поэмы, проза, пьесы, статьи разных лет Н. Гумилева.
Имя Николая Гумилева более полувека было под запретом. Но его стихи проникали из одного поколения в другое – через колючие проволоки и сквозь глухое молчание.
Книга Бронгулеева В.В. «Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилева: Годы 1886–1913» (Москва, 1995) – предельно документальна, включает как выдержки из писем и дневников поэта, так и многочисленные воспоминания его современников.
Историки до сих пор спорят о подлинных причинах смерти и обстоятельствах гибели поэта.
В книге Юрия Зобнина «Казнь Николая Гумилева. Разгадка трагедии» (Москва, 2010) подробно анализируются все версии ареста, следствия и казни поэта. Несомненно одно: он встретил смерть мужественно и достойно.
Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию. Но Поэт всегда больше своей биографии, потому что он – целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века.
На страницах периодических изданий литературоведы подробно анализируют отдельные произведения Гумилева. Вячеслав Малых в статье «Принцип троичности в стихотворении Н. Гумилева «У цыган» отмечает, что поэт отождествляет себя с лирическим героем, а в сюжете непрерывно присутствуют автобиографические элементы и параллели (Вопросы литературы. – 2013. – № 4. – С. 382–403).
А.Т. Грязнова в публикации «Возвращение к истокам» сконцентрировала внимание на стихотворении «Девочка». Автор выбрала объектом своего скрупулезного исследования именно это поэтическое произведение не случайно, считая его наиболее показательным для наглядного примера изменчивости художественного, литературного и языкового стиля выдающегося поэта Серебряного века (Русский язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 67–73).
О биографии и творческой судьбе поэта пишет Михаил Быков в материале «Пути сероглазого короля». Автором очерчены основные жизненные вехи неординарной, одаренной личности от первого стихотворения, опубликованного в газете «Тифлисский листок» в сентябре 1902 года, до последней записки осенью 1921-го, пророческой и все осознающей: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилев» (Русский мир. – 2017. – № 6. – С. 40–41).
Книжная выставка будет действовать до 13 апреля.
02.04.2021 | Просмотров: 330