Видная фигура русского импрессионизма
Выставка документов к 150-летию со дня рождения Игоря Грабаря
С 20 марта в отделе искусств действует книжная выставка «Видная фигура русского импрессионизма», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, искусствоведа, реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960).
Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, в дальнейшем вместе с родителями переехал в Россию. После окончания Петербургского университета он в 1894 году поступил в Академию художеств, под руководством Василия Евмениевича Савинского и Ильи Ефимовича Репина, заложивших прочную реалистическую основу в творчестве своего даровитого ученика. В 1896 г. переезжает в Мюнхен, где поступает в частную школу-студию Антона Ашбе.
Автомонография И. Грабаря «Моя жизнь. Автобиография. Этюды о художниках» (Москва, 2001) до мельчайших подробностей изображает среду и всю бытовую обстановку, в которой рос будущий художник. Автор не только увлекательно повествует о своей жизни, но и воссоздает широкую панораму художественной культуры России последней трети XIX - первой трети XX века.
Природа наделила И.Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
Монография О.И. Подобедовой «Игорь Эммануилович Грабарь: Жизнь и творческая деятельность» (Москва, 1964) сочетает в себе эпистолярное наследие и анализ опубликованных и оставшихся в рукописи научных трудов И. Грабаря, а также изучение его живописных полотен. Это первая попытка привести в некоторую систему те богатые материалы, что оставил после себя художник.
С именем выдающегося художника связаны многие страницы истории искусств. Игорь Эммануилович Грабарь – человек удивительной судьбы и поистине энциклопедического таланта: прекрасный живописец, глубокий знаток русского искусства, с дореволюционных времен бессменный руководитель Третьяковской галереи, редкий по дарованию пера пропагандист художественного слова и это далеко не весь перечень деятельности, в которой художник проявил свой талант.
Многотомник И. Грабаря «Письма 1891-1917» (Москва, 1974), «Письма 1917-1941» (Москва, 1977), «Письма 1941-1960» (Москва, 1983) позволит проследить изменение его взглядов на отдельные художественные явления и даже эпохи в истории искусства по мере углубления в их исследование.
Неисчерпаемым источником жизни и вдохновения для Грабаря и его искусства служила русская природа в ее бесконечном разнообразии. В результате упорного труда, пристального внимания к предмету и умения им увлекаться он создал произведения, способные вызвать у зрителя радостное настроение, пробуждать любовь к окружающей жизни.
Альбомы Игоря Грабаря (Москва, 1962), (Москва, 1971), (Ленинград, 1974), (Ленинград, 1977), (Москва, 1979) посвящены творчеству выдающегося русского и советского художника, члена Академии художеств СССР. В творчестве художника особое место занимают пейзажи и портреты. В альбомах воспроизводятся известные и малоизвестные картины Грабаря: «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Угасающий день» и другие.
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа.
С начала 1900-х и до конца жизни Грабарь трудился над многотомной «Историей русского искусства». Работа над «Историей» стала одним из главных его достижений. В ходе нее Грабарь сформировался как крупный российский искусствовед и непревзойденный специалист в сфере атрибуции русской живописи.
Грабарь много писал об искусстве в журналах — «Мир искусства», «Весы», «Старые годы», «Аполлон», «Нива» и др. Кроме того он был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И.Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
В книге Игорь Грабаря «Искусство в плену» (Ленинград, 1971) автор рассматривает различные вопросы художественной жизни Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, дает характеристику творчества ряда известных художников новейшего времени, а также делится впечатлениями от посещения выставок и музеев.
Статьи и исследования Грабаря в области русского средневекового искусства, теории и практике их охраны и реставрации составляют содержание книги «О древнерусском искусстве» (Москва, 1966), содержащей материалы по истории русского изобразительного искусства XII – XV веков. Автор также анализирует творчество великих мастеров русской монументальной и станковой живописи того времени.
19.03.2021 | Просмотров: 304