Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков
Выставка документов к 165-летию со дня рождения Михаила Александровича Врубеля
11 марта в отделе искусств открылась книжная выставка «Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков», посвященная творчеству художника, графика и скульптора Михаила Александровича Врубеля (1856–1910).
Талант Михаила Врубеля уникален. Он первым среди русских художников обрел неповторимый индивидуальный стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. Наследие Михаила Врубеля давно стало достоянием русской культуры. Жизнь и смерть, страдание и любовь, красота и нежность находят философское осмысление в его работах.
Раритетный альбом «Михаил Александрович Врубель» (Москва, 1958) знакомит с многогранным наследием живописца.
Понять загадочную личность художника поможет сборник «Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. (Ленинград, 1976). Книга включает в себя переписку Врубеля с родными, женой Н.И. Забелой-Врубель, художниками и деятелями искусства: И.С. Остроуховым, С.И. Мамонтовым, В.А. Серовым, М.В. Нестеровым, а также воспоминания его сестры и жены.
Вместе с Врубелем в русском искусстве утверждался новый тип художника, характерный для нового времени – художника-универсала. Михаил Врубель писал картины, расписывал стены храма и делал витражи, создавал иллюстрации и книжные знаки, занимался театральной декорацией и прикладным искусством, создавал эскизы росписи на балалайках.
Альбом, подготовленный известным историком искусства, кандидатом искусствоведения Н.А. Дмитриевой «Михаил Александрович Врубель» (Ленинград, 1990) из серии «Русские живописцы XIX века» посвящен крупнейшему представителю символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Врубель стремился к большому искусству, к сильным и прекрасным образам.
Реальность и фантастика причудливо переплетаются в его творчестве.
Михаил Александрович черпал свои сюжеты из мифологии, былин, библейских легенд, из произведений Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гёте.
Через все творчество Врубеля проходят образы мировой классики: Демон, Гамлет, Фауст, Пророк. Он увлекался народным эпосом и сам обладал редким даром поэтической фантазии.
Михаил Юрьевич Лермонтов был любимым поэтом Врубеля. Художник знал много стихотворений наизусть, декламировал и читал избранные произведения друзьям и близким.
Михаил Врубель создал ряд романтических образов, родственных лермонтовской поэзии, но совершенно иных, совершенно врубелевских, актуальных настроениям его времени, особенностям, исторической и личной судьбы.
Весь цикл иллюстраций Врубеля к Лермонтову представляет собой выдающееся явление в искусстве русской книжной графики.
Монография искусствоведа Суздалева П.К. «Врубель и Лермонтов» (Москва, 1980) исследует отношение Михаила Врубеля к творчеству Михаила Лермонтова. Автор пытается раскрыть творческий дух и природу художественного мышления обоих гениев.
Врубель с увлечением писал декорации и эскизы костюмов для постановок на сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова. Эскизы отличались красотой колорита, свободой и легкостью письма, великолепным чувством зрелищности. Большим художественным вкусом отмечены и его эскизы театральных костюмов.
Интересную грань творчества Врубеля представляют созданные им портреты. Он стремился заглянуть в самую глубину души портретируемого, постичь сокровенные его мысли и чувства, передать это на полотнах.
В созвездии имен известных деятелей русского искусства рубежа XIX–XX веков особое место принадлежит оперной и камерной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель. В редком сплаве высочайшей радости и затаенного трагизма ее образ остался навеки запечатленным в живописи Врубеля, отразился в музыке Римского-Корсакова, Рахманинова и других композиторов эпохи.
Монографическое исследование Суздалева П.К. «Врубель» (Москва, 1991) является сокращенным вариантом трех книг П.К. Суздалева, выпущенных издательством «Изобразительное искусство»: «Врубель и Лермонтов» (1980), «Врубель. Музыка» (1983) и «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод» (1984). Книга поможет проследить весь путь развития художественного потенциала мастера, разобраться в сложной природе его творчества.
Издание Гусаровой А.П. «Михаил Врубель» серии «Художник в Третьяковской галерее» (Москва, 2018) рассказывает о том, что творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. Он ощущал себя глашатаем свободы и новых художественных откровений. В каждый, на первый взгляд, случайный небольшой набросок, он вкладывал частицу своей страстной души.
10.03.2021 | Просмотров: 329