Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Художник, поражающий чрезвычайным разнообразием творчества

Выставка документов к 135-летию со дня рождения художника В.А. Фаворского

10 марта в отделе искусств открылась выставка документов «Художник, поражающий чрезвычайным разнообразием творчества», посвященная знаменитому русскому художнику и теоретику искусства, мастеру гравюры и книжной иллюстрации Владимиру Андреевичу Фаворскому (1886–1964).

Известный как книжный график и ксилограф В.А.Фаворский является также автором произведений в монументальной живописи и скульптуре, создателем театральных декораций, искусствоведом и педагогом-теоретиком. Художник никогда не замыкался в рамках одного вида искусства и призывал к этому своих учеников.

Представленные на выставке издания отражают важные вехи жизни и творчества художника, новатора и универсала.

Книга Ю. Халаминского «В.А. Фаворский» (Москва, 1986) и биографический словарь «Знаменитые русские художники» (Санкт-Петербург, 2000) освещают жизненный путь художника и формирование его творческих интересов.

Азы живописи Владимир Андреевич изучал с самого детства под руководством матери-художницы, дочери знаменитого русского живописца, архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Первые серьезные навыки рисования Фаворский получил в студии знаменитого живописца К.Ф. Юона и в студии венгерского художника Шимона Холлоши в Германии.

Сборник материалов «В.А. Фаворский» (Москва, 1986) содержит статьи о жизни и особенностях творчества художника, каталог работ и репродукции.

Иллюстрирование книг занимает самое значительное место в творчестве выдающегося художника. В книгах В.А. Фаворского «Рассказы художника-гравера» (Москва, 1976) и «О художнике, о творчестве, о книге» (Москва, 1966) рассказывается о тонкостях работы иллюстратора-гравера и особенностях оформления книг. С помощью шрифта и иллюстраций в своих работах художник раскрывает мир, созданный писателем. Автор подробно рассказывает об иллюстрировании «Слова о полку Игореве», «Рассказов о животных» Л. Толстого, «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» А. Пушкина.

Фаворский замечательно знал древнерусское искусство. Любовь к русскому народу, русской природе, русской литературе и искусству, позволили художнику создать иллюстрации к древнерусской летописи, к произведениям Пушкина, Толстого, Гоголя и Крылова, а также портреты великих полководцев: Донского, Невского, Пожарского и Кутузова.

В статье В.Г. Азарковича «Лирика Данте и Шекспира в книжной графике В.А. Фаворского» из сборника «Очерки по русскому и советскому искусству» (Ленинград, 1974) говорится, что работа Фаворского как художника-иллюстратора наравне с переводчиками зарубежной литературы была направлена на передачу особенностей стиля и мироощущения писателей.

О важности умения выделять из многосложного содержания книг то ценное общечеловеческое для современников, что роднит их с предшественниками, написано и в книге В.А. Фаворского «Об искусстве, о книге, о гравюре» (Москва, 1986).

Фаворский – один из основателей советской монументальной живописи. Издание В.А. Фаворского «О рисунке. О композиции» (Фрунзе, 1966) содержит лекции художника об особенностях рисования, проведенные с художниками Республики Киргизия в 1946 году. По замыслу Фаворского его монументальная роспись в соединении с архитектурой была призвана, эмоционально воздействуя на человека, повышать уровень осознания своей значимости и свободы.

Фаворский вместе с московскими художниками поднял искусство ксилографии на высокий уровень. В гравюрах Фаворского были соединены разные стороны советского искусства 1920–1940-х годов: и агитационные плакаты, и зрелищность массовых действ, и строгая декоративность книжной иллюстрации. Его работы стали не просто иллюстрациями к книгам, в них художник давал свою интерпретацию литературного произведения. О вкладе В.А. Фаворского в советскую графику и развитие искусства ксилографии написано в изданиях «История русского искусства» (Минск, 2008), «Очерки истории советского искусства (Москва, 1980), «Советское изобразительное искусство. 1917–1941» (Москва, 1977).

Владимир Андреевич преподавал на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских в Москве около 30 лет, писал статьи, выступал с лекциями по всему СССР. Его труды по проблемам композиции и рисунка, монументальной живописи стали ценным вкладом в развитие советского искусствознания. В альбоме Н. Розановой «Фаворский» (Ленинград, 1970) изложены основные положения теории искусств художника, а также содержатся репродукции его творений: акварели, портреты, рисунки, гравюры на дереве и на линолеуме, монументально-декоративные и театральные работы.

Для В.А. Фаворского не было важных или второстепенных работ. В каждую он вкладывал весь свой талант. Художник писал: «Искусство существует неотделимо от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством и в нашей повседневной жизни зарождается искусство»

10.03.2021 | Просмотров: 345

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей