Мастер портретов, исторических и религиозных полотен
Выставка документов к 190-летию со дня рождения Николая Николаевича Ге
17 февраля в отделе искусств открылась выставка документов «Мастер портретов, исторических и религиозных полотен», посвященная 190-летию со дня рождения видного русского живописца Николая Николаевича Ге (1831–1894).
Творчество Ге – своеобразное явление в русском искусстве второй половины ХIХ века. Николай Ге – художник большого живописного дара, неуемного творческого темперамента, искусство которого проникнуто высоким гуманизмом.
Николай Ге – прирожденный живописец. Он умел говорить со зрителем, раскрывать образы самой живописью в прямом смысле этого слова: цветом, освещением, даже фактурой.
Родился будущий художник в Воронеже. Ге – фамилия, странная для русской провинции, досталась от родственников по отцовской линии. Художник Николай Николаевич Ге – третий сын героя отечественной войны 1812 года. Мать умерла вскоре после его рождения. Семья перебралась в Малороссию, в поместье отца, – внука французского эмигранта. Учились дети в Киеве. Гимназия, потом Киевский университет – математическое отделение философского факультета (у Николая Ге были способности к точным наукам).
Издание «Николай Николаевич Ге» (Москва, 1977) из серии «Русские живописцы» содержит подробное описание жизненного пути художника, влияние на его творчество различных событий, а также отображены его искания в живописи и работа над значительными картинами. Повествование дополнено тематическими черно-белыми иллюстрациями известных полотен.
Университетского курса он не окончил ни в Киеве, ни в Петербурге. Страсть к рисованию оказалась сильнее математических способностей. Рано проснувшееся влечение к живописи заставляет недавнего студента- математика в 1850 году поступить в Академию художеств, где он терпеливо и настойчиво осваивает основы живописного ремесла. Золотая медаль по окончании Академии открыла ему путь в Италию.
Книга «Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников» (Москва, 1978) посвящена жизни и творчеству одного из крупнейших русских реалистов эпохи расцвета идейно-демократического искусства. В сборник вошли статьи и письма художника, широко представлены отзывы современников о его знаменитых произведениях.
Одна из первых итальянских работ Ге, «Утро», была прямым подражанием Брюллову, влияние этого мастера сказалось и в разработке романтических сюжетов из античной и средневековой жизни. Ге является преемником традиций Брюллова и в области портретного искусства: в портретах отчетливо сказывается стремление молодого художника к реализму, его повышенный интерес к психологии, раскрытию духовного мира.
Наиболее значительной работой итальянского периода является портрет А.И. Герцена. Давний интерес к личности и деятельности Герцена, огромная симпатия к нему позволили художнику создать образ необычайной глубины и проникновенности.
Этот знаменитый портрет можно увидеть в красочном фундаментальном альбоме «Государственная Третьяковская галерея. Русская и советская живопись» (Ленинград, 1986). Альбом знакомит читателя с лучшими произведениями русской и советской живописи, которые хранятся в одном из крупнейших музеев мира.
Очень глубокое воздействие на Н. Ге оказало искусство А.А. Иванова. Изучение его произведений и мастеров итальянского Возрождения помогло молодому художнику определить свой путь в искусстве, найти большую тему, которая стала главной для всего его последующего творчества. Это тема страдающего человека, драматического столкновения мировоззрений, тема самопожертвования и душевной красоты, которым противостоят эгоизм и грубая сила. Яркий пример – картина «Тайная вечеря», где изображена сцена из Евангелия, полная драматизма и ощущения надвигающейся катастрофы. Художник изобразил Христа как человека, пережившего крушение идеалов, горечь разочарования.
Это полотно и множество других вошли в альбом Н.Ю. Зографа «Николай Ге» (Москва, 1974), который содержит цветные репродукции картин художника с подробным описанием и раскрытием истории создания его работ. В нем также представлены увеличенные фрагменты наиболее известных его произведений.
Николай Ге был учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, хотя и не писал картин на современные темы, как большинство товарищей-передвижников. Главное место в его искусстве, наряду с портретом, занимает историческая и преимущественно евангельская тема. Желая быть как можно ближе к современным проблемам, художник обращается к русской истории и пишет картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», которую выставляет на первой выставке Товарищества передвижников.
Книжное издание А.В. Парамонова «Передвижники» (Москва, 1976) подробно описывает эту картину, а также освещает возникновение художественного товарищества передвижников и наиболее интересные их работы.
В начале 1890-х годов Н.К. Крупская посетила Передвижную выставку, на которой экспонировалась картина Н. Ге «Распятие», произведшая на Крупскую сильное впечатление.
Ге был осчастливлен дружбой или знакомством с выдающимися людьми своего времени: А.И. Герценом, И.С. Аксаковым, М.А. Бакуниным, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Н.А. Некрасовым, И.С. Тургеневым и с крупнейшими представителями передвижничества. Он находился в центре интеллектуальной жизни своей эпохи. Теснейшая дружба и постоянная переписка в течение более чем десятилетия связывали Николая Ге и Льва Толстого.
Подробное описание всех жизненных событий и творческих исканий в разные периоды жизни включает книга Э. Арбитмана «Жизнь и творчество Н.Н. Ге. Начало пути. Итальянский период. В Петербурге. Что есть истина» (Саратов, 1971).
Красочно иллюстрированный альбом И. Пружана, В. Князева «Русский портрет конца ХIХ – начала ХХ века» (Москва, 1980) охватывает творчество художников-портретистов данного периода, представляя картины с биографией живописцев и историей создания данных произведений.
Приглашаем всех любителей живописи посетить отдел искусств: к. 27. Выставка продлится с 18.02.21 по 28.02.21.
18.02.2021 | Просмотров: 316