Автор произведений, излучающих гармонию и светлую радость
Выставка документов к 180-летию со дня рождения Пьера Огюста Ренуара
17 февраля в отделе искусств открылась книжная выставка «Автор произведений, излучающих гармонию и светлую радость», посвященная творчеству французского живописца, графика и скульптора Пьера Огюста Ренуара (1841–1919).
Пьер Огюст Ренуар стал первым художником, чью картину приняли в собрание Лувра еще при жизни. Всего художник написал около 6 тысяч полотен. Будучи талантливым портретистом, он также мастерски изображал сцены повседневной жизни и многофигурные композиции. Его картины пронизаны радостью жизни, беззаботностью и искренностью.
Представленные на выставке издания отражают важные вехи жизни и творчества одного из самых тонких и истинно национальных художников Франции.
Книги Анри Перрюшо «Жизнь Ренуара» (Москва, 1996) и Жана Ренуара «Огюст Ренуар» (Ростов-на-Дону, 1997) освещают жизненный путь и формирование творческих интересов художника. Сын художника, французский кинорежиссер Жан Ренуар писал, что его отец всегда был позитивным, жизнерадостным человеком. Поэтому на его картинах нет мрачных пейзажей и печальных людей. Огюст Ренуар стремился утверждать в жизни только светлое, радостное начало, как противопоставление трагическому несовершенству реальной действительности.
Издание Д.К. Самина «Сто великих художников» (Москва, 2007) и книга Филиппа Даверио «Игра в живопись» (Москва, 2018) содержат описание творческого пути художника и развитие собственной техники рисунка.
В книге Дженис Андерсон «Ренуар. Жизнь и творчество» (Москва, 1995) представлено собрание репродукций Ренуара с описаниями, отражающими его жизненные и творческие устремления.
Несмотря на то, что он был одним из основоположников импрессионизма, Ренуар восхищался живописью художников Возрождения и больше внимания уделял рисунку и традиционным техникам работы с красками.
О творческих поисках, использовании разных техник и создании самых значимых полотен Ренуара рассказывается в периодическом издании «Великие художники» (2003, № 4) и книгах «Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура» (Москва, 2007), Крепальди Г. «Импрессионисты» (Москва, 2008), «Мировая живопись: От Джотто до Пикассо» (Москва, 2007).
Ренуар находил вдохновение и образы для картин в повседневной жизни. Его больше привлекал не пейзаж, а люди, в особенности женщины и дети. В издании «Самые знаменитые шедевры мирового портрета: иллюстрированная энциклопедия» (Москва, 2010) из серии «Белый город» представлены самые знаменитые портреты, написанные художником, среди которых один из шедевров Ренуара – «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877).
Женские образы являются одной из основных тем в творчестве Ренуара. В издании «Энциклопедия импрессионизма» (Москва, 2005) рассказывается, что художник с особым мастерством писал обнаженную натуру. Женщины и девушки на его полотнах привлекают своей колоритностью, душевной мягкостью и необычайно живым выражением лица.
В книге Ратнер Л.Н. «Искусство: язык Бога. От античности до авангардизма» (Москва, 2018) подчеркивается, что Ренуар, как и импрессионисты, не признавал вычурности стиля и пафоса. Он изображал жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому на многих картинах художника изображены танцующие и беззаботно проводящие время люди. Ярким примером является шедевр Ренуара – картина «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876).
На выставке также представлены альбомы репродукций самых знаменитых шедевров Огюста Ренуара, хранящиеся в Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Национальной художественной галерее в Вашингтоне: альбом «Живопись импрессионистов и постимпрессионистов» (Ленинград, 1986), альбом-каталог «Французская живопись конца XIX – начала XX» (Москва, 1986), собрание «Французская живопись второй половины XIX – начала XX века. Вып. I» (Москва, 1986) и альбом «Огюст Ренуар» (Москва, 1972).
Огюст Ренуар не любил громкоголосых высказываний и бесед о живописи. Как истинный импрессионист, он считал, что все, что хотел сказать художник, он отразил на полотне, и картина не нуждается в дополнительном описании. «Сегодня хотят все описать и объяснить. Если бы можно было описать и объяснить картину, живопись не была бы искусством», – говорил французский живописец.
17.02.2021 | Просмотров: 323