Кристалл поэзии Осипа Мандельштама
Книжная выставка
15 января в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Кристалл поэзии Осипа Мандельштама», посвященная 130-летию со дня рождения русского поэта, прозаика и переводчика.
Осип Мандельштам – выдающийся русский поэт ХХ века, человек трагической судьбы, которая подтвердила самые худшие опасения: тоталитарный режим не только надолго сделал запретным имя и слово поэта, но и уничтожил его самого.
Поэзия была содержанием и смыслом всей его жизни: он жил ради нее, забывая обо всем.
Поэтическое наследие Осипа Эмильевича – это около 600 произведений различных жанров, размеров, тем, включая стихи для детей, шуточные стихотворения, переводы.
В 4-х томное «Собрание сочинений» Осипа Мандельштама (Москва, 1993) включены стихотворения, эпиграммы, шуточные стихи, переводы, проза, переписка.
О. Мандельштам начал писать стихи еще в школьные годы. Он изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу.
Произведения гениального поэта были запрещены в СССР 20 лет. После смерти Сталина он был реабилитирован по одному из дел, а в 1987 году – по второму. Его стихи, прозу, мемуары сохранила Надежда Яковлевна Мандельштам.
В сборнике Мандельштам Н.Я. «Вторая книга» (Москва, 1999) представлена широкая панорама литературной и общественной жизни, главным героем которой является Осип Мандельштам. Издание отличает принципиально новый комментарий, многое проясняющий в жизни и судьбе Осипа и Надежды Мандельштам.
Новая книга Павла Нерлера «Осип Мандельштам и его солагерники» (Москва, 2015) – реконструкция последних полутора лет жизни Осипа Эмильевича: от возвращения в середине мая 1937 года из воронежской ссылки в Москву и до смерти поэта в пересыльном лагере под Владивостоком 27 декабря 1938 года. Автор собрал по крупицам сведения и о тех, кто окружал поэта в эшелоне и в лагере, и кто являл собой тот своеобразный гулаговский социум, в котором протекли его последние недели жизни.
Сейчас Осип Мандельштам – великий поэт, признанный всем миром, а его стихи стали частью мировой культуры.
О Мандельштаме не скажешь, что он, как Пушкин, принадлежит, прежде всего, Петербургу: его бездомность обернулась в поэзии необозримыми пространствами без границ – пространствами, которые он по большей части биографически не обжил, но которые создал или пересоздал силою поэтического воображения и слова. Сам поэт говорил, что ему все равно, где и когда существовать, будь то Египет или Париж, Москва или Урал – ведь все ему открыто и доступно. Но все же именно Петербург, в котором поэт не родился и не жил, составил особую тему, глубоко интимный сюжет, связавший в одно целое историю города, страны и его личную судьбу. Об этом говорится в публикации Ирины Сурат «Поэт и город. Петербургский сюжет Мандельштама» (Звезда. – 2008. – № 5. – С. 178 – 203).
Статья В.В. Калмыкова «Эстетика Осипа Мандельштама» (Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С. 130 – 143) раскрывает эстетические стороны поэта, которые строятся на двух основных понятиях: это мировая культура, сопоставляемая с природой, и слово как основа поэзии. Также автор подчеркивает, что эстетике Мандельштама присуща система категорий, выражающая наиболее важные особенности его творчества. С их помощью поэт, преодолевая «затверженность природы…», создавал «прекрасное». Это, прежде всего, метафорический термин «опущенные звенья», механизм «узнавания», понятия «радости», «эллинизма», «домашности» и «ритма».
14.01.2021 | Просмотров: 392