«Лебединое озеро» П.И. Чайковского с неповторимой Майей Плисецкой
Видеолекторий к 95-летию со дня рождения балерины М. Плисецкой
18 ноября в отделе искусств прошел виртуальный видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный знаменитому балету Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» с неповторимой Майей Плисецкой. Программа видеолектория приурочена к 95-летию со дня рождения знаменитой балерины.
Во вступительной беседе сотрудник отдела рассказала, что в 1875 году дирекция императорских театров обратилась к П.И. Чайковскому с предложением написать балет «Озеро лебедей». Для Чайковского это предложение было неожиданным и необычным, ведь ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали.
В основу балета был положен сказочный сюжет о трагической судьбе юной принцессы Одетты и принца Зигфрида, полюбивших друг друга. Исследователи предполагают, что авторы либретто Владимир Бегичев и Василий Гельцер за основу взяли сказку немецкого писателя Иоганна Музеуса «Пруд лебедей».
«Лебединое озеро» ознаменовало начало нового этапа развития мирового балетного театра. Роль Одетты исполняли самые именитые балерины: Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Бессмертнова. Однако Майя Плисецкая точнее и глубже других сумела раскрыть традиции классической хореографии Петипа-Иванова.
Майя Михайловна Плисецкая - советская и российская балерина, хореограф, балетмейстер, танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» на протяжении 30 лет, более 800 спектаклей по всему миру.
Премьера балета с участием Майи Плисецкой состоялась 27 апреля 1947 года на сцене Большого театра. Постановка имела ошеломительный успех.
Её партнером, исполнившим роль Зигфрида, был советский артист балета Николай Фадеечев. Впоследствии он стал одним из основных партнеров Плисецкой по «Лебединому озеру».
На протяжении всей истории существования балета «Лебединое озеро» постановка неоднократно изменялась, менялся и сюжет. Однако большинство балетмейстеров сохраняют хореографию Петипа-Иванова. Майя Плисецкая танцевала в различных постановках «Лебединого озера». Отточив все движения, она позволяла себе вставлять импровизации в хореографию балета. Знаменитые волнообразные движения рук, похожие на взмахи крыльев, одна из импровизаций балерины.
В своих мемуарах Майя Плисецкая писала, что «Лебединое озеро» требует всех душевных и физических сил. Но, несмотря на это, балерина создала свой собственный стиль, отличающийся музыкальностью образа, изяществом и гармоничностью каждого отдельного па, и всех движений партии в целом.
Виртуальный видеолекторий сопровождала выставка документов, посвященная легендарному балету П.И. Чайковского и непревзойденной балерине Майе Плисецкой.
Более подробно об истории создания и различных постановках балета можно узнать в издании А. Демидова «Лебединое озеро» (Москва, 1985). Особого внимания заслуживают автобиографии знаменитой балерины: «Я, Майя Плисецкая» (Москва, 1994), «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» (Москва, 2007), «Читая жизнь свою…» (Москва, 2010).
Ведущая предложила нашим удаленным зрителям посмотреть фильм-спектакль о знаменитом балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро», снятый Центральной ордена Красного Знамени студией документальных фильмов в 1957 году.
Главные партии в балете исполнили Майя Плисецкая, Николай Фадеечев и Владимир Левашев. В фильме также приняли участие солисты балета и оркестр Большого театра союза СССР под руководством Юрия Файера.
18.11.2020 | Просмотров: 554