Музыкальные образы в поэзии Александра Блока
Выставка документов к 140-летию со дня рождения поэта и драматурга А.А. Блока
«Музыка потому самое совершенное
из искусств, что она наиболее выражает
и отражает замысел Зодчего»
А.А. Блок
16 ноября в отделе искусств открылась выставка «Музыкальные образы в поэзии Александра Блока», посвященная 140-летию со дня рождения поэта и драматурга Александра Александровича Блока (1880-1921).
Александр Блок – ключевая фигура в поэзии серебряного века и один из самых музыкальных поэтов своего времени.
Поэтесса Анна Ахматова называла Блока трагическим тенором эпохи, а Корней Чуковский писал: «Все проявления этой эпохи имели для него один музыкальный смысл, создавали единый музыкальный напор».
Александр Блок был рьяным ценителем музыкального искусства. Сам поэт писал, что музыка становится «основой основ» его поэтических представлений. В его дневниках сохранились записи о культурном музыкальном досуге поэта, о посещении концертов современников, опер и балетных спектаклей. Музыка вдохновляла его, создавала образы для творчества.
В двухтомном издании «Александр Блок в воспоминаниях современников» (Москва, 1980) собраны наиболее достоверные описания событий из жизни поэта, написанные его родственниками и деятелями культуры того времени.
В литературоведческом исследование С.Б. Бураго «Александр Блок. Очерк жизни и творчества» (Киев, 2005) представлен анализ влияния музыки на драматические предпочтения, поэтический стиль и жизненную позицию поэта и драматурга в целом.
Книга Т. Хопровой «Музыка в жизни и творчестве А. Блока» (Ленинград, 1974) и сборник статей «Блок и музыка» (Ленинград, Москва, 1972) уделяют внимание идейно-эстетическому восприятию поэта, а также раскрывают различные звуковые образы в его произведениях.
В стихотворениях поэта присутствуют звуковые символы в образах природы («Песню пропела гроза…»), в неживых предметах («поют и плачут хрустали…»), а также в звуках неизвестного происхождения («В ушах какой-то смутный звон…»).
Всего в творчестве Блока можно выделить три категории музыкальных образов: пение как проявление человеческих чувств; танец как стихия пластических движений, передающая различные эмоциональные состояния; и музыка в образе инструментального звучания.
Монография А.А. Шульдишовой «Александр Блок: Музыкальность лирического образа» (Киев, 2018) посвящена вопросам взаимоотношений между творчеством Блока и музыкальным искусством, которое поэт понимал как закономерную цельность, органическое единство мира. Примечательно, что «музыкальный» подход к окружающему миру отвечал особым качествам натуры поэта. По свидетельствам современников Александр Блок ощущал окружавшую его «музыку мира».
В издании «Блок и музыка: Хроника. Нотография. Библиография» (Ленинград, 1980) отражено, что в творчестве поэта наиболее ярко «музыка мира» отражается в зарисовках природы и сценах городской жизни.
Музыкальностью наделен также образ России в творчестве поэта, представленный в звучаниях обрядовых, ямщицких, солдатских и цыганских песен, частушек. И даже «Прекрасная Дама» Блока описывается как «певучая».
Поэзия Блока оказала влияние на музыкальное творчество многих композиторов разных времен. Первыми обратились к его стихам композиторы-современники, такие как С. Панченко, М. Гнесин, Н. Мясковский, Р. Глиэр. Также музыкальные сочинения на поэтические строки Блока писали и ведущие советские композиторы: Д. Шостакович, А. Салманов, Г. Свиридов, Д. Кабалевский и другие.
В книге В. Васиной-Гроссман «Мастера советского романса» (Москва, 1980) представлены очерки о романсах, созданных на стихи русских поэтов, в том числе и Александра Блока. Автор описывает музыкальные произведения таких композиторов как Н. Мясниковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и Г. Свиридов.
В творчестве композитора Георгия Свиридова особое место занимают произведения, созданные на поэтические строки А. Блока. В сборнике «Музыкальный мир Георгия Свиридова» (Москва, 1990) и издании «Книга о Свиридове» (Москва, 1983) указывается, что композитора привлекали созданные Блоком одухотворенные картины природы, городского пейзажа и глубокий смысл, скрытый под формой народной сказки. В его песнях, романсах, кантатах раскрыты все основные темы поэзии Блока. Примечательно, что под влиянием строк поэта менялся и стиль музыки Георгия Свиридова.
Издание «В.Н. Салманов. Материалы, исследования, воспоминания» (Ленинград, 1982) показывает, что даже в поэме «Двенадцать», поэтическом шедевре революционной тематики, строки пронизаны музыкальностью и многообразием национальных песен. Подобный «музыкальный» язык Александра Блока позволил композитору Вадиму Николаевичу Салманову использовать и ритмы марша, и мотивы частушек, и мелодии городского романса.
Жанровый диапазон музыкальных сочинений на стихи А. Блока многогранен. На выставке представлены нотные издания романсов Д. Толстого, В. Цытовича, В. Хотинова, В. Щербачева, вокальные циклы А. Мозалевского, М. Минкова, Э. Денисова и А. Асламазова, а также произведения для хора В. Салманова, Г. Белова и других композиторов.
Поэзия Блока настолько приближена к музыке, что зачастую звуковой образ запоминается лучше конкретных строк, откликаясь в душе как отражение идеи поэта.
В отделе искусств можно прослушать собрание виниловых грампластинок с музыкальными произведениями на стихи поэта в исполнении советских артистов.
Выставка продлится до 30 ноября.
16.11.2020 | Просмотров: 353