Опера «Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза
Виртуальный видеолекторий
к 520-летию дню со дня рождения Б. Челлини
3 ноября в отделе искусств состоялся дистанционный видеолекторий, посвященный творчеству Б. Челлини. Сотрудниками отдела была представлена к просмотру опера «Бенвенуто Челлини» на музыку выдающегося французского композитора Гектора Берлиоза.
Библиотекарь Наталья Ермакова, познакомила зрителей с творчеством Бенвенуто Челлини и непризнанного при жизни гениального композитора Гектора Берлиоза.
Флорентийский золотых дел мастер и скульптор Бенвенуто Челлини (1500-1571) был высокоодаренным художником.
Его имя известно любителям искусства благодаря замечательному памятнику мемуаристики эпохи Возрождения – книге «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» (Москва,1958). Автобиография – стала жемчужиной его творчества, а имя Челлини стало нарицательным для всего золотого века художественного ремесла.
Современники восторгались его ювелирным искусством, но из всех замечательных творений Челлини-ювелира, кроме золотой солонки Франциска I. до нас почти ничего не дошло. Драгоценный металл, с которым работал Челлини, сыграл роковую роль в судьбе его произведений. В тяжелые для Италии времена, во время войн золотые ценности подлежали переплавке.
Челлини был разнообразно одарен: занимался всевозможными видами многогранного ювелирного искусства, играл на флейте и корнете, разбирался в фортификации и зодчестве, владел артиллерийским искусством и писал стихи. Истинный человек эпохи Возрождения. Вершиной его творческого развития стала скульптура.
Пристрастие скульптора к динамизму и резкости обнаруживает в нем талантливого ученика позднего Микеланджело.
Скульптор обладал могучей, волевой и целеустремленной натурой. В его самобытном характере воплотились нравы века и народная жизнь.
Наиболее ярким воплощением образа великого скульптора стала опера Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини»
Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Он открыл для музыки новые горизонты, сблизил ее с литературой, живописью, философией, создал новый жанр симфонического романа. Он первым перевел на симфонический язык Шекспира, Гете, Байрона…В числе самых исполняемых произведений композитора «Фантастическая симфония», симфония «Гарольд в Италии», драматическая легенда «Осуждение Фауста», увертюры «Король Лир», «Корсар», «Римский карнавал. Он создал новые принципы оркестрового мышления.
В начале 1830-х г, когда на французский язык были переведены мемуары Челлини, с ними познакомился Берлиоз и книга захватила его воображение. Его очень увлекла личность Челлини. Этот человек с его бурной жизнью и романтической натурой в чем-то походил на самого Берлиоза. Так возник замысел оперы.
Великолепная опера «Бенвенуто Челлини» не относится к популярным давным-давно запетым произведениям. Причина нерепертуарности «Бенвенуто Челлини» в огромной сложности как вокальных партий, так и партитуры для оркестра. В музыке дана живая картина народной жизни Рима XVI века, на фоне которой разворачивается история героев. Массовые сцены — лучшие в опере. Драматургия ее строится на контрастах комического и драматического, полном совпадении сценического и музыкального действия. Опере предшествует гениальная увертюра – одно из лучших инструментальных созданий Берлиоза.
Вниманию зрителей была представлена книжная выставка, посвященная творчеству двух выдающихся гениев Б. Челлини и Г. Берлиоза. С изданием «Жизнеописания» Б. Челлини желающие могут ознакомиться в фонде отдела искусств. Экспозицию украшали художественные альбомы с репродукциями картин эпохи Возрождения. Также выставку дополнила коллекция CD дисков и грампластинок с записями произведений Г. Берлиоза и концертов знаменитых оперных исполнителей.
03.11.2020 | Просмотров: 392