Великая русская театральная актриса
Книжная выставка к 170-летию со дня рождения актрисы П.А. Стрепетовой.
16 октября в отделе искусств открылась книжная выставка «Великая русская театральная актриса», посвященная 170-летию со дня рождения театральной актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850-1903).
Пелагея (среди родных и близких ˗ Полина) Антипьевна является первой провинциальной актрисой России. Она ездила по всей России, играла русских женщин с тяжелой судьбой в самых злободневных пьесах. Её игрой восхищались И. С. Тургенев, П. И. Чайковский, В. И. Немирович-Данченко, М. В. Нестеров.
Представленные на выставке издания освещают интересные факты из биографии и творческого пути знаменитой актрисы.
В книге Р. Беньяш «Пелагея Стрепетова» (Ленинград, 1967) описан жизненный путь и творческая деятельность провинциальной театральной актрисы. Её жизнь сравни жизни героинь, которых она воплощала на сцене – тяжелая, полная трагических событий. Пелагея Антипьевна не знала своих родителей. Её удочерил нижегородский театральный парикмахер Антип Стрепетов, в чей дом подкинули младенца.
Приемная мать была артисткой театра, поэтому с ранних лет Пелагея Антипьевна много времени проводила за кулисами и мечтала стать актрисой. Однако девушка не обладала привлекательными внешними данными, имела грубые черты лица и небольшую сутулость.
С ранних лет выступала на сцене в детских ролях. Подростком стала работать в театре в Рыбинске в качестве помощника, но благодаря природному таланту, темпераменту трагической актрисы и умению вести себя на сцене, Пелагея Стрепетова стала востребованной артисткой.
В издании А.Г. Морова «Три века русской сцены» (Москва, 1978) автор пишет, что «маленькая, сутуловатая, невидная в жизни, она преображалась, едва ступив на театральные подмостки. И творила чудеса». Все эмоции своих героев она передавала мимикой и телом.
Одной из самых знаменитых и важных в карьере актрисы ролей является Лизавета из драмы А.Ф. Писемского «Горькая судьбина». Это девушка, пожертвовавшая всем ради запретной любви. Стрепетова играла ее на сцене больше 30 лет, почти до самой смерти.
Непревзойденно актриса исполняла и роль Катерины в драме «Гроза» А.Н. Островского. Игрой Стрепетовой восхищался сам писатель, считая ее одной из лучших исполнительниц его пьес, и называл «великим талантом».
Подробнее об исполнении П.А. Стрептовой ролей Лизаветы и Екатерины можно узнать из хрестоматии «История русского драматического театра» (Москва, 2013) и издания Л. Лотмана «А.Н. Островский и русская драматургия его времени» (Москва ; Ленинград, 1961).
В книге С.Л. Данилова и М.Г. Португаловой «Русский драматический театр XIX века» (Ленинград, 1974) приводится высказывание режиссера Е.П. Карпова: «Кто раз видел П.А. Стрепетову на сцене, кто пережил с ней минуты высокого душевного подъема, тот никогда не забудет этого».
Ей было свойственно раскрытие трагических коллизий, большая сила и неподдельная искренность переживаний, художественная простота их проявлений.
Издание Ю.А. Дмитриева, Г.А. Хайченко «История русского и советского драматического театра» (Москва, 1986) и учебник «Русский драматический театр» (Москва, 1976) описывают нелегкий театральный путь Пелагеи Стрепетовой. За долгие годы провинциальных странствий артистка не раз пела главные партии в опереттах Оффенбаха, драмах Шиллера, трагедиях Шекспира.
В книге В.И. Немировича-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. (1877-1942)» (Москва, 1980) автор отмечает, что Стрепетова точно определяла типические черты персонажей, играла «только правду». Знаменитый театральный режиссер был убежден, что своим талантом актриса затмевала все свои физические недостатки и при должной подготовке замечательно справлялась с драматическими ролями.
Стрепетова числилась в труппе Александрийского театра, однако фактически была гастролером. В столичном театре артистка вступила в конфликт с дирекцией и членами труппы, отчасти из-за тяжелого характера актрисы, отчасти из-за близкой ее образам темы революционного народничества.
Нелегкой и полной трагических событий была и личная жизнь театральной актрисы. Однако творческий и семейный союз с театральным актером Модестом Писаревым помог актрисе воспрять духом. В книге Р. Витензона «Модест Писарев» (Москва, 1977) описывается история их знакомства, семейной жизни и творческого тандема. Стрепетова стала для Модеста Писарева другом, единомышленником, и только потом женой.
Пелагея Стрепетова обладала многогранным характером, чем привлекала не только театралов, но и художников. В издании В. Порудоминского «Николай Ярошенко» (Москва, 1979) рассказано, что художник изобразил артистку, суммируя все черты ее характера, и выделил основное, что трогало сердца – её трагическую одухотворенность.
В 1882 году И.Е. Репин написал портрет актрисы, который хранится в Третьяковской галерее. В книге Г. Ельшевской «Илья Репин» (Москва, 1996) говорится, что художник был удивлен необычным своеобразием её натуры, ее силой духа. Так же образ Стрепетовой вдохновил его на написание картины «В одиночном заключении» (1885).
В издании «Давние дни» (Уфа, 1986) художник М.В. Нестеров писал: «…немало ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка».
И в конце своей творческой карьеры, несмотря на годы и физические недостатки, на сцене Стрепетова «была неотразимо прекрасна, так трогательна, поэтична». Однако из-за невостребованности ее таланта актрисе пришлось покинуть сцену. С появлением новых общественных идеалов в 80-х гг. XIX века, революционному народничеству – основной творческой теме Стрепетовой, не было места на театральных подмостках.
Пелагея Стрепетова осталась в истории русского театра как одна из величайших трагических актрис. Её удивительное театральное мастерство является ярким примером для современных трагических актрис.
16.10.2020 | Просмотров: 317