Поэты Серебряного века: Саша Черный и Андрей Белый
Книжная выставка
13 октября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Поэты Серебряного века: Саша Черный и Андрей Белый», посвященная 140-летию со дня рождения поэтов.
Серебряный или Платиновый век, часто именуемый Русским Ренессансом,- феномен, далеко выходящий за пределы поэтической культуры. Это самая серьезная попытка России приобщиться к европейской цивилизации.
Книга известного историка и литературоведа Молодякова В.Э. «Загадки Серебряного века» (Москва, Б.г.и.) станет настоящим подарком для всех ценителей отечественной словесности. Читатель узнает много нового и неожиданного о взглядах и творческой эволюции крупнейших деятелей Серебряного века, откроет для себя неизвестные факты биографий знаменитых мастеров пера.
Творческие судьбы двух поэтов – Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев) и Саши Черного (Александр Михайлович Гликберг) подтверждают мысль о том, что Русский Ренессанс был всецело обязан своим существованием поистине героическому интеллектуально- творческому усилию и интеллигенции рубежа веков.
3-х томный цикл воспоминаний Андрея Белого «На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1 » (Москва,1989), «Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 2» (Москва, 1990), создававшийся в конце 1920-х - начале 1930-х годов, по праву принадлежит к числу наиболее известных и наиболее ценимых произведений. В них нарисованы портреты видных литераторов и художников, рассказано о зарождении символизма, воссоздана общественная и литературная атмосфера России начала века, представлена информация о жизни и деятельности поэта.
3-х томное издание Гарина И. «Серебряный век» (Москва, 1999) посвящено судьбам и творчеству поэтов Серебряного века.
«Орфей безумного века, рыцарь слова, неизлечимо ушибленный своим временем, гений въедливости, полевой пророк, просторов рыдающий сторож, поэт – намек, знамение и предвестие, поэт-мученик, поэт-боль»,- так об Андрее Белом отзывалась Н.Н. Берберова.
Сборник доктора философских наук Демина В.И. «Андрей Белый» (Москва, 2007) посвящена одной из знаковых фигур Серебряного века – Андрею Белому.
Оригинальный поэт, прозаик, критик, мемуарист, он вошел в когорту выдающихся деятелей русской культуры и литературы ХХ века. Его жизнь была насыщена драматическими коллизиями. Ему довелось испытать всеобщее поклонение и целенаправленную травлю, головокружительные космические видения и возвышенную любовь.
Саша Черный интересен уже тем, что он – легенда. «Легенда в легенде», ведь в историю русской литературы он вошел знаменитым сатириконцем, одним из трёх, наряду с Аркадием Аверченко и Теффи. Стихами Саши Черного зачитывалась вся Россия.
Виктория Миленко, автор книги «Саша Черный: Печальный рыцарь смеха» (Москва, 2014) представляет на суд читателей первую попытку полного жизнеописания поэта, где обозначены и творческие, и географические вехи его пути, а также показывает, каким был этот человек, создавший язвительную картину своей эпохи. Однако, Саша Черный не хотел, чтобы его имя ассоциировалось только с «Сатириконом». Его перу принадлежат прекрасные детские стихи, которые печатались и в сборниках, и на страницах периодичеких изданий, переходя из рук в руки. Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного». Бог не дал ему собственных детей, но зато чужие дети окружали его в изобилии. Им он отдавал свою любовь и посвящал бесценные поэтические строки.
В статье Олега Клинга «Петербург»: один роман или два?» говорится о трансформации поэтики «Петербурга» Андрея Белого в ходе работы над редакциями романа. Впервые он был опубликован в 1913 году на страницах альманаха «Сирин», а в 1922 году вышел вторым изданием. Создавая сокращенную редакцию, Белый лишь до конца реализовал замысел – написать прозаический роман, решенный поэтическими средствами изображения (Вопросы литературы. – 1993. – № 6. – С. 45 – 71).
В постоянной рубрике «Наши публикации» журнала «Смена» печатаются произведения давно ушедших классиков, позволяя читателю насладиться прекрасным русским литературным чтением. Перед произведением дается краткая биография автора. Автор публикации «Саша Черный» Станислав Никоненко подчеркивает, что во многих стихотворениях Черный выступает как злой сатирик, клеймящий пороки современного ему общества, а его прозе, наоборот, присущ мягкий юмор, теплота, понимание и стремление поддержать людей, оторванных от Родины (Смена. – 2008. – № 1. – С. 100 – 113).
Андрей Белый и Саша Черный сумели внести свой вклад в культуру Серебряного века, и этот вклад сделал их имена знаковыми в культурном пространстве начала ХХ века.
Книжная выставка будет действовать до 30 октября.
13.10.2020 | Просмотров: 416