Любовью к Родине дыша…
Книжная выставка
26 сентября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «Любовью к Родине дыша…», посвященная 225-летию cо дня рождения поэта, декабриста К.Ф. Рылеева.
Среди политических и литературных деятелей декабристского движения виднейшее место занимает Кондратий Федорович - и как один из вождей подготавлявшейся революции, и как поэт, в творчестве которого наиболее ярко были выражены чаяния и надежды героев 14 декабря.
Образование Кондратий Рылеев получил в первом петербургском кадетском корпусе, где уже наметилась его склонность к словесным наукам. Будущему поэту было семнадцать лет, когда началась Отечественная война, оказавшая огромное влияние на его идейное развитие.
В книгу Рылеева «Сочинения» (Москва, 1988) вошли первые произведения поэта, самые известные из которых оды «На погибель врагов» и «Любовь к отчизне».
Литературную известность поэту принесла его сатира «К временщику» (1820) – гневное обличение аракчеевских порядков. Формирование творческих принципов Кондратия Федоровича связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821 году. В 1821-1823 годах поэт создал цикл исторических песен «Думы» (Москва, 1988), в которых он переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов.
Центральное произведение Рылеева – поэма «Войнаровский» (Москва, 1988). Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы.
Рылеев развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого – поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности.
Кандидат филологических наук И.Б. Серебряная в статье «Особенности рифмы и созвучий у К.Ф. Рылеева» указывает на широкое употребление поэтом так называемых «слов-сигналов» или «слов-символов». Такой лингвистический прием устанавливал прочные взаимоотношения с читателем (Русская речь. – 2005. - №6. – С. 3 – 8).
Интересен материал А. Готовцевой и О. Киянской «Сатира К. Рылеева «К временщику»: опыт историко-литературного комментария». Авторы публикации отмечают, что личность поэта-декабриста сегодня сильно мифологизирована. Очевидно лишь одно: знаменитая ода, обличающая тиранию, стала определяющей для дальнейшего творчества Кондратия Федоровича (Вопросы литературы. – 2010. - №3. – С. 297 – 340).
Статья кандидата филологических наук А.Т. Грязновой «Лингвопоэтические особенности «Подблюдных песен» К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева в сравнении с фольклорными образцами» поможет педагогам и учащимся при углубленном изучении курса отечественной литературы в образовательных учреждениях (Русский язык в школе. – 2010. - № 8. – С. 57 – 63).
Анастасия Готовцева в очерке «Кондратий Рылеев» увлекательно повествует о нелегкой судьбе и творчестве поэта декабриста (Знание-сила. – 2011. - № 2. – С. 53 – 59).
Выставка продлится до 30 сентября
28.09.2020 | Просмотров: 401