Певец патриархальной идиллии и семейных добродетелей
Книжная выставка к 295-летию со дня рождения французского художника Ж.Б. Грёза
18 августа в отделе искусств открылась книжная выставка «Певец патриархальной идиллии и семейных добродетелей», посвященная творчеству французского художника Жана Батиста Грёза (1725-1805).
Представленные на выставке издания отражают важные этапы из жизни и творчества одного из ярких представителей рококо и просветительства в живописи.
Жан Батист Грез – французский художник XVIII века, портретист и жанрист. Родился 25 августа 1725 года в Бургундии. Учился живописи в Лионе у художника Шарля Грандона. Первую известность ему принесла картина «Отец семейства, читающий Библию», благодаря чему в 1755 году был принят в Академию художеств в Париже.
Интересные факты о жизненном и творческом пути художника представлены в издании Карла Вермана «История искусства всех времен и народов» (Москва, 2001) и в тематическом журнале «Французские портретисты XVIII века» коллекции «Великие художники. - № 87».
В изданиях Ю.К. Золотова «Французский портрет XIII века (Москва, 1968) и Е. Кожиной «Искусство Франции XVIII века» (Ленинград, 1971) описаны особенности его творчества, основная тематика полотен и моральные принципы, которых рьяно придерживался художник.
Известно, что Жан Батист Грез выделялся на фоне современников благодаря изображению народной жизни и использованию принципа воспитания нравственности на своих полотнах. Его называли «благородным семьянином», просветителем и моралистом. Репродукции самых знаменитых картин современников Греза Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара представлены в книге «Самые знаменитые шедевры мировой живописи» (Москва, 2010) издательства «Белый город».
В учебном пособии Н.М. Сокольниковой «История изобразительного искусства» (Москва, 2012) говорится, что наряду со стилем рококо и неоклассицизмом, в живописи Греза впервые наиболее полно были выражены идеалы сентиментализма. Многочисленные написанные им портреты посвящены молоденьким, обаятельным, но обязательно бедным и несчастным девушкам.
Однако современники и критики видели в этих нарочито сентиментальных образах пикантные намеки и двусмысленность. В книге С. Даниэля «Рококо. От Ватто до Фрагонара» (Санкт-Петербург, 2010) и в издании Е.Н. Рославец «Живопись Франции XVII-XVIII веков» (Киев, 1990) рассказывается, что такие произведения художника вызывали противоречивую реакцию, приобретали фальшиво-назидательный тон и, таким образом, снижалось воспитательное значение полотен художника.
Однако Ж.Б. Грез был знаменит и за пределами Франции. Многие русские аристократы, находясь в Париже, заказывали художнику свои портреты, а также приобретали его картины и этюды для личных коллекций. Со временем часть этих коллекций была передана в государственные музеи.
В издании «Жан-Батист Грез. Рисунки из собрания Эрмитажа» (Ленинград, 1977) находится каталог графических работ художника, а также рисунки раннего творческого периода, сделанные с натуры. В наборе открыток Е.В. Дерябиной «Французская живопись XVIII века» (Москва, 1985) и альбоме И. С. Немиловой «Французская живопись XVIII века» (Москва, 1985) представлены репродукции полотен художника, находящихся в Эрмитаже. Данное собрание картин охватывает все жанры творчества Ж. Б. Греза и позволяет проследить за развитием его мастерства.
Полотна художника также находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В собрание музея вошли картины из коллекций представителей дворянских родов А.П. Шувалова и Н.Б. Юсупова. С репродукциями можно ознакомиться в альбоме «Французская живопись. XVI – первая половина XIX века» (Москва, 1991).
Выставка продлится до 30 августа.
18.08.2020 | Просмотров: 369